Колонка критиков. Чиновничий дизайнНовосибирск не существует. Его нет. Есть некий местечковый слоган: «Новосибирск - столица Сибири». Для сибиряков, которые не имеют счастья жить в нашем городе – очень спорный слоган. Сформировать какой-то адекватный образ к нему не получается. Хотя в последнее время вроде есть все шансы для этого.Например, 4 и 5 октября в Новосибирске будет проходить российско-казахстанский форум «Наука и образование в XXI веке» с участием глав государств Путина и Назарбаева. Прекрасный повод напомнить миру о Новосибирске. О факте проведения форума и дате проведения было известно еще год назад, и вот (наконец-то) местные чиновники решили, что не мешало бы как-то оформить родной город к приезду высоких гостей и оповестить жителей о предстоящем мероприятии. Что и было сделано в рекордно короткие сроки на рекордно низком уровне. Я, конечно, понимаю, что не я являюсь целевой аудиторией этой рекламы. Эти щиты рассчитаны лишь на нескольких людей. Может быть, всего на двоих. Но тогда тем более возникает вопрос: зачем надо было вешать именно такие ужасные плакаты? И что сказали бы представители «целевой аудитории», если бы им принесли эти «творения» на согласование? Чиновники областной администрации продемонстрировали явно пренебрежительное отношение к главам двух держав — Нурсултану Назарбаеву и Владимиру Путину, «украсив» город отвратительными и безвкусными плакатами, размещенными на щитах наружной рекламы.
Новосибирским дизайнерам и чиновникам должно быть стыдно за плоды их творческих усилий. Я, например, искренне надеюсь, что руку к этому «дизайну» приложили совсем незнакомые мне люди. Как говорил персонаж знаменитой комедии (кстати, чиновник) «и не из нашего района».
Не знаю, как президент Казахстана, но В.В. Путин проявляет серьезный интерес к проблеме возрождения отечественного промышленного дизайна. По словам Путина, промышленный дизайн, способствует развитию городской среды, созданию инновационных продуктов (чему, собственно, и посвящена предстоящая конференция) и увеличивает конкурентоспособность России на мировом рынке. (см. http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/07/108122.shtml)
К сожалению, о конкурентоспособности данных произведений дизайна говорить не приходится. Чтобы не быть голословным, хочется сравнить оформление нашего форума с оформлением подобных мероприятий, проводимых в других городах. Конечно, успех форума не зависит от дизайна плакатов. Да и, хочется надеяться на это, у президентов будут гораздо более важные дела, чем оценка этих «произведений». Но ведь на время форума в наш город приедут десятки, а, может, и сотни журналистов, причем, не только из России и Казахстана. И уж от них-то не ускользнут эти прелестные плакаты. Что эти щиты расскажут о Новосибирске? Может быть: «это ущербный провинциальный городишко с минимальным творческим потенциалом»? Уж лучше никак, чем так.
P.S.: Сегодня любой, даже чуть знакомый с рекламой человек, понимает, что даже в самом ужасном рекламном плакате нельзя использовать такие шрифты, нельзя писать белыми буквами по светлому фону, а тем более - поверх логотипа. Но, тем не менее, мне показалось, что мнения авторитетных российских дизайнеров не будут лишними.
Андрей Логвин, лауреат Госпремии Российской Федерации в области литературы и искусства:
- Даже не знаю, что тут комментировать… Обычная официально-чиновничья скука из серии "а что тут говорить, когда нечего говорить". С таким же успехом можно было написать: «Приветствуем участников наркотрафика Казахстан-Россия!" – никто бы ничего и не заметил».
Леонид Фейгин, академик Российской Академии Рекламы:
- Присланный образец разработан с полным непониманием основ законов восприятия и элементарной профессиональной грамотности: все цвета сближены и сливаются в невнятную грязно-серую гамму. Образ арки из флагов исполнен на очень низком техническом уровне и выглядит не привлекательно. Надписи исполнены несовременным шрифтом одними прописными буквами, что выглядит угловато и угрожающе.
Грязный фон за флагами вообще представляет это важное событие как нечто рутинное, скучное и противное. В плакате нет яркого запоминающегося образа. Это типичная отписка, выдающая слабость дизайнера, равнодушие и непрофессионализм заказчика. Алексей Андреев, академик Российской Академии Рекламы:
- Данный постер совсем не плох, по большому счёту. Видно, что над ним работал дизайнер, чтобы там ни говорили злые языки :). Судите сами: идея есть? Есть. Работа информативно достаточна? Абсолютно. Всё сказано и пересказано, у зрителя вопросов не останется. Композиция соблюдена? Весьма корректно. Центрально-осевая симметрия присутствует. Можно даже говорить о креативе: символическая арка из двух флагов, она же - мост дружбы и т.д. Ну, а если разбирать детали, то выходит иная картина: интриги коммуникации нет, рассказано банально, как пошлый анекдот. Цельный образ не складывается, отсутствуют главные и второстепенные объекты, всё равномерно размазано по поверхности. Шрифты ужасны, слоган не читается, интерлиньяж и межбуквенные расстояния плохие. Ну и цветовое решение, конечно, за гранью добра и зла. А так - нормальный плакат :). Владимир Зинченко, портал Gorn.ru
Gorn.ru |