12.09.2007

А теперь шампанского! Кризис алкогольного рынка привел к наплыву импортных напитков

Кризис алкогольного рынка привел к наплыву импортных напитков Согласно опубликованному вчера докладу Национальной алкогольной ассоциации (НАА) за семь месяцев этого года Россия увеличила импорт вина и другого крепкого алкоголя на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Вместо молдавского вина пришло болгарское, а пострадавшую от ЕГАИС российскую водку уже теснит зарубежная.

Как сообщает НАА, за период с января по июль 2007 года Россия импортировала 90 млн. литров крепкого алкоголя (то есть вина и более крепких напитков), что на 70% выше показателей за аналогичный прошлогодний период. В денежном выражении импорт еще существенней, он вырос более чем в два раза – на 125% и составил 580 млн. долл. В страну поставляется все больше дорогого зарубежного алкоголя.

Специалисты поясняют: проблемы с введением в строй системы учета произведенного алкоголя (ЕГАИС) и запрет на ввоз молдавских и грузинских вин резко перераспределили акценты отечественного винного импорта. «Безусловно, все последние передряги оказали влияние на существенный рост импорта в этом году и смену векторов его направлений, – рассказал «НИ» президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. – До введения запретов на импорт молдавские вина занимали около 30% российского винного импорта, а с учетом поставляемых виноматериалов – все 50%. Доля грузинского вина была меньше – порядка 8%, но зато у Грузии была треть коньячного рынка».

Г-н Шапкин поясняет, что в нынешнем году освободившуюся алкогольную нишу заполнили производители других стран: «На первом месте по объемам импорта вина в Россию сейчас обосновалась Болгария, которая также поставляет недорогое вино – каждая третья бутылка вина идет теперь оттуда. Далее следует Франция с 17%, но она импортирует дорогую продукцию и держит 30% от общей суммы ввозимого бутилированного вина. На третьем месте Испания, занимающая 11% объема импорта».

Эксперты уверены, что рост импорта из дальнего зарубежья ускоряет тенденцию перехода покупателей на более дорогие и качественные напитки. «В принципе это нормальное явление, когда потребители меняют свои предпочтения в пользу более дорогой продукции, – рассказал «НИ» пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Сейчас наблюдается структурное изменение рынка «вверх»: к повышению качества товара и его цены. Однако все крепко увязано с доходами населения, пока они растут – запросы в отношении алкоголя будут также повышаться».

Относительно более крепких спиртных напитков ситуация на рынке разнится. Если ром, самбука и прочая экзотика в России всегда была привозная, то в последнее время даже отечественным производителям водки пришлось потесниться под напором как импортеров, так и современных бутлегеров. «Что касается элитного алкоголя, то этот сектор достаточно стабилен, – говорит Павел Шапкин, – конкурентов внутри страны у дорогих виски и коньяков практически нет, поэтому их продажи определяются исключительно спросом. Около четверти импорта крепкого алкоголя держат Франция и Великобритания, еще 9% – армянские коньяки. Сейчас даже налаживается производство виски и текилы внутри страны. Но с водкой ситуация сложнее. Передряги с внутренним производством водки и более мягкое налогообложение импортной водки поставили зарубежную продукцию в выигрышное положение по сравнению с отечественной. За последние несколько лет украинские производители открыли на территории России свои водочные заводы. Украинская водка сейчас занимает 8% всего российского водочного рынка».

«Отмечу, что наших производителей водки вытесняют с рынка не столько импортеры, сколько нелегальные производители, – добавляет Дмитрий Добров. – Когда у нас были проблемы с реализацией водки, брешь в магазинном ассортименте прикрывал именно контрафакт. Сектор дешевого алкоголя всегда показывал существенный спрос, а свято место пусто не бывает».

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия