Россияне выбирают китайское. С начала года Китай в несколько раз увеличил экспорт товаров в РоссиюБольшинство россиян отдают предпочтение китайским товарам. Как показал последний сентябрьский опрос ВЦИОМа, продукцию из Поднебесной регулярно покупают две трети жителей РФ. По данным исследований, дешевыами товарами дело не ограничивается, от ширпотреба китайцы постепенно переходят к поставке высокотехнологичной продукции. Даже китайские автомобили перестали отпугивать наших соотечественников. Эксперты предупреждают: если ситуация не изменится, восточная экспансия может обойтись российской экономике очень дорого.Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, в ходе которого выяснилось отношение россиян к товарам китайского производства. «Покупателей товаров китайского производства привлекает низкая стоимость, большой ассортимент продукции и широкая география распространения» Согласно результатам опроса, 80% респондентов считают, что товары из Китая, как правило, невысокого качества – недолговечны и быстро ломаются. 68% ответили, что китайская продукция обычно не отвечает требованиям безопасности.
Тем не менее, согласно данным опроса, продукцию китайского производства периодически покупает большинство жителей РФ: от 44% опрошенных в Южном федеральном округе до 87% в Дальневосточном.
Среди этих товаров наибольшим спросом пользуются одежда (ее выбирают 45% респондентов) и обувь (39%). Причем на Дальнем Востоке китайские товары уверенно вытесняют все остальные.
15–18% россиян регулярно приобретают текстиль, детские игрушки и китайскую бытовую технику.
Китайские товары для развлечений, в том числе фейерверки, бытовую химию, продукты питания, покупают 6–9% жителей РФ, парфюмерию, предметы личной гигиены, автомобили, мотоциклы, мопеды – 3% россиян.
Как отмечают социологи, большинство покупателей товаров китайского производства привлекает низкая стоимость, большой ассортимент продукции (28%) и широкая география распространения (19%).
На отсутствие аналогичных товаров других стран-производителей ссылаются 10% покупателей, на привлекательный внешний вид китайских товаров – 6%, на высокое качество – лишь 1%.
Наличие большого ассортимента таких товаров отмечают чаще всего в Москве и Санкт-Петербурге (45%), реже всего в малых городах (17%). При этом каждый четвертый (26%) житель малых городов отмечает, что сделанные в Китае товары продают у них «на каждом шагу».
Между тем товарооборот Китая с Россией растет и структурируется из года в год. Так, если в первом полугодии 2006 года Россия имела уверенное положительно сальдо с КНР (8,5 млрд долларов экспорта против 5,5 млрд импорта), то за аналогичный период этого года мы продаем на 3 млрд меньше, чем закупаем.
За первые 6 месяцев 2007 года Россия стала лидером по импорту автомобилей из Китая, его объемы увеличились пятикратно. Недоверие к китайским машинам у российских покупателей снизилось, поскольку соотношение цены и качества оказалось более приемлемым в сравнении с отечественным автопромом.
От ширпотреба китайцы постепенно переходят к поставке высокотехнологичной продукции. Кстати, 63% респондента, опрошенных ВЦИОМом, считают, что Россия для Китая является прежде всего емким рынком сбыта собственной продукции.
Это, по мнению экспертов ВЦИОМа, указывает на тревожную тенденцию: если китайская экономическая экспансия и дальше будет развиваться такими быстрыми темпами, россияне останутся без альтернативы, а на полках магазинов не будет ничего, кроме низкокачественных, а порой и опасных для здоровья товаров из Китая.
|