Неосязаемые наличные. Россияне все охотнее расплачиваются электронными деньгамиЗа последний год популярность платежей с помощью электронных денег выросла в России более чем в два раза. Такие данные приводят в исследовании эксперты платежной системы "Яндекс.Деньги". По их подсчетам, если год назад через систему проходило около 190 тысяч счетов за оплату товаров и услуг, то с июля 2006 года по июль нынешнего ежемесячное количество платежей выросло до 400 тысяч. Но, несмотря на рост общего числа платежей, некоторые предпочтения россиян остались прежними. По данным исследования, за товары (даже те, которые приобретаются через интернет-магазины), граждане предпочитают расплачиваться наличными. Товарная доля в общем числе платежей составляет всего 4%. Причем за последний год это соотношение не изменилось. Россияне предпочитают оплачивать услуги электронной монетой. По мнению авторов исследования, это может происходить из-за того, что услуги нематериальны, как и электронные деньги. Около 70% всех платежей и 60% суммарного оборота приходится всего на пять типов услуг - сотовая связь, интернет-реклама, игры, доступ в интернет и IP-телефония, хостинг. Зато изменилось соотношение сумм, пусть и незначительно. Год назад за товары было заплачено 5% от всего объема платежей, а сейчас - 6%. В результате авторы исследования делают оптимистический вывод: интерес пользователей к товарам остается на прежнем уровне, но теперь россияне готовы платить электронными деньгами за более дорогие вещи. Впрочем, в виртуальном мире под таковыми подразумеваются не натуральные меха и золото с бриллиантами, а более скромные предметы. Вообще, по данным исследования, можно сделать вывод, что основные фанаты электронных платежей - мужчины. Самая дорогая категория среди всех товаров и услуг - техника (сотовые телефоны, фотоаппараты, КПК, ноутбуки и тому подобное). Правда, судя по среднему размеру платежа - 5 тысяч рублей, подавляющее число покупок приходится не на ноутбуки, а скорее на мобильные телефоны. Второе (после техники) место занимают цветы. Причем здесь незримые покупатели явно не жадничают: средняя стоимость одного букета, купленного за последний год (с июня 2006 до июня 2007 года), составляет почти 4 тысячи рублей. При этом опровергается устойчивое мнение, что самый прибыльный месяц для продавцов цветов - март. Действительно в марте букеты покупали в два раза чаще, чем в другие месяцы. Но средняя мартовская стоимость заказа ниже среднегодовой - 3,5 тысячи рублей. Согласно мониторингу, у покупателей цветов приступ щедрости наблюдается как раз осенью: самые дорогие букеты покупаются в сентябре, к школе. Средняя стоимость одного цветочного заказа в сентябре 2006 года достигала 7 тысяч рублей. На третьем месте среди дорогих покупок - одежда и обувь. Средний счет за одежду превышает 3,6 тысячи рублей. А вот меньше всего электронных денег тратят интернет-покупатели на сотовую связь. В среднем пользователь "Яндекс.Деньги" кладет на свой телефон единовременно 180 рублей. В течение последнего года эта сумма практически не изменилась. Причины тоже вполне очевидны: последнее время столь широкое распространение получили электронные терминалы, что пополнять свой счет можно практически в любой момент без всяких виртуальных денег. Не рвется народ платить в интернете и за телевидение. За год объемы платежей за телевидение увеличились всего на 1%. Впрочем, утолив свою страсть к покупкам, россияне не забывают и о благотворительности (на нее приходится 1% от общего числа платежей), хотя она и не регулярна. Неоднократно подобные переводы делает лишь треть пользователей. Зато за игры и ЖКХ виртуальными деньгами продолжают расплачиваться соответственно 76 и 67% пользователей, хотя бы один раз оплативших эти услуги. ЮЛИЯ ЛОКШИНАГазета |