10.07.2007

«Лада» нахмурилась. В первом полугодии иномарки активно вытесняли с рынка собственно российские автомобили

По опубликованным вчера данным аналитического агентства «Автостат», только за первые шесть месяцев этого года на автомобильном рынке России было продано 1 млн. 55 тыс. новых легковых машин. При этом продажи зарубежных «железных коней» в январе – июне увеличились на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Опрошенные «Новыми Известиями» эксперты убеждены, что в ближайшие годы доля собственно российских авто на нашем рынке и дальше будет стремительно сокращаться.

По данным ГИБДД, парк легковых автомобилей в России к началу 2007 года составил 26 млн. 793,5 тыс. единиц. С тех пор число машин на наших дорогах еще выросло. Одновременно стремительно меняется и структура российского автопарка. В 2006 году почти половина (48%) легкового автотранспорта в стране приходилась на долю марки LADA, причем 28,4% – на вазовскую «классику» (модели 2101–2107). Теперь же «Жигулям» приходится довольствоваться лишь 12% рынка. Между тем продукция зарубежных автокорпораций, на которую еще в прошлом году приходилось немногим более 50% отечественного рынка, на сегодняшний день захватила уже около 78%.

Стоит отметить, что доля российских производителей с каждым годом продолжает сокращаться и вытеснение собственно отечественных машин с рынка происходит на протяжении последних нескольких лет. Так, с 2002-го по 2006 год иномарки увеличили свою рыночную долю с 26 до 71%. И это, очевидно, не предел. Только за прошлый год число иномарок в российском автопарке увеличилось на 1 млн. 168,1 тыс. (21,2%) и составляет теперь 6 млн. 675 тыс. единиц.

статистика

Как сообщили «НИ» в компании PriceWaterhouse Coopers (PwC), эта цифра, очевидно, значительно возрастет после запуска заводов иностранных автогигантов в России. Отметим, что с этого года по 2009-й планируется открыть сразу пять предприятий. До конца года должна начаться сборка Toyota и Nissan в Петербурге и Volkswagen в Калужской области. Аналитики PwC прогнозируют пятикратное увеличение выпуска иностранных автомобилей в России к 2010 году. Еще более оптимистично настроен исполнительный вице-президент компании Nissan Motor Co., Ltd. Карлос Таварес. По его словам, в 2006 году в России было продано 1,9 млн. иномарок, а к 2012 году этот показатель может вырасти до 3 млн. штук в год.

Так же оценивает ситуацию и аналитик крупной инвестиционной компании Константин Романов. По его словам, за последние пять лет темпы роста продаж иностранных машин в России были колоссальными. «Иногда количество иномарок, купленных в стране, даже удваивалось по сравнению с показателями прошлого года», – отметил эксперт. Впрочем, по его мнению, полной замены отечественных авто на зарубежные не произойдет. «Вряд ли западные автоконцерны смогут предложить какую-либо модель в той же ценовой категории, что и «Жигули»», – пояснил г-н Романов. Вместе с тем, он убежден, что доля российских брендов неизбежно будет сокращаться. И способствовать этому будет то, что производимые у нас «иностранки» станут дешевле по мере насыщения рынка автомобилями. «Популярность зарубежных моделей машин значительно возрастет и с усилением контроля качества сборки со стороны зарубежных специалистов», – полагает эксперт.

график По информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, продажи иномарок в январе – июне 2007 года составили 720 тыс. 143 единицы против 423 тыс. 229 автомобилей за первое полугодие 2006 года. Лидером остается Chevrolet с показателем 84 тыс. 467 проданных автомашин. На втором месте – флагман продаж 2006 года Ford (81 тыс. 782), на третьем – Toyota (72 тыс. 33). Среди наиболее продаваемых иностранных моделей по-прежнему лидирует Ford Focus (46,1 тыс. автомобилей). На втором месте – Renault Logan (31,03 тыс.), на третьем – Chevrolet Lanos (26,439 тыс.). По итогам 2006 года, реализация иностранных легковых машин в России увеличилась на 65% по сравнению с 2005 годом, до более чем 1 млн. автомобилей. Первая половина этого года показывает еще более интенсивный рост продаж.

ПЕТР ГЕЛЬТИЩЕВ

Новые Известия