06.07.2007

Скидка города берет. В Европе началась сезонная эпидемия покупательской лихорадки

Магазин Всю последнюю неделю в Европе не утихает настоящий покупательский бум. Причина проста: в большинстве магазинчиков начались сезонные распродажи. Даже дорогие бутики на брюссельской авеню Луизы переполнены, а их продавцы, которые в нормальное время со сладкой улыбкой выбегают навстречу редкому покупателю, теперь снисходительно или отрешенно наблюдают, как публика варварски набрасывается на товары по «бросовой» цене.

На пешеходной улице Нев в бельгийской столице, вдоль которой выстроились сетевые магазины, как никогда много женщин в мусульманской одежде. Они, наверное, только в эти дни вместе с чадами и прочими домочадцами покидают иммигрантские кварталы, выходя «в свет». Делают покупки на всю многолюдную семью на полгода вперед, чтобы опять скрыться в своих добровольных резервациях. Выходцы из Восточной Европы не так заметны, но покупают в тех же масштабах.

Яркие плакаты соревнуются цифрами скидок: 20%, 50% и даже 70%. Правда, пока еще начало июля, и на 70% сбрасывают совсем уж «барахло» или экзотику, что на любителя. С точки зрения экономики распродажи позволяют торговцам освободить полки и собрать деньги для закупки товаров нового сезона. Даже если старые вещи придется продать себе в убыток. Хотя, как правило, до убыточных цены не спускаются.

Эпидемия «покупательской лихорадки» вспыхивает в Бельгии дважды в год – на летние и зимние сезонные распродажи. В этой стране, наверное, как нигде в Европе, это действо зарегламентировано законами. Распродажи начинаются строго 3 января и 1 июля. Если этот день попадает на воскресенье, как на этот раз, то «эпидемия» стартует накануне, в субботу. Заканчиваются соответственно 31 января или 31 июля. До начала распродаж действует шестинедельный «карантин» – забота о конкуренции. Цены замораживаются, чтобы никто не шельмовал, поднимая стоимость товара накануне, а потом объявляя умопомрачительную «скидку». И хотя владельцы магазинов все равно находят способы обойти запреты, за соблюдением всего этого порядка, согласованного с объединениями торговцев, обществами потребителей и финансовыми органами, следит лично король. Порядок много раз менялся с изменением обстоятельств и мнений. Но самодеятельность юридически наказуема.

Впервые сезонные распродажи были введены на заре ХХ века в Германии кайзеровским указом. Государство воспользовалось новым феноменом массовой моды, чтобы продемонстрировать свою социальную роль и ослабить напряженность в обществе. Пускай, мол, два раза в год бедные люди смогут по доступной им цене обуться и одеться за счет более обеспеченных, которые гонятся за модой.

История распорядилась так, что Германия стала одной из первых стран, которые отменили жесткое государственное регулирование сезонных распродаж (Schlussverkauf). По решению бундестага, с 2004 года немецкие торговцы сами решают, когда распродавать устаревающий товар. Объяснение простое: смена модных коллекций сегодня происходит гораздо чаще, чем сто лет назад. Около половины оборота распродаж составляет теперь бытовая электронная техника, которую технический прогресс обесценивает еще быстрее, чем мода одежду.

Такой же политике последовали и голландцы. По мнению опрошенного «НИ» бельгийского юриста, в соседней братской стране Бенилюкса теперь с распродажами «полная анархия». В любой сезон, приехав в Амстердам или Дельфт, можно увидеть вывески Opruimen и соответствующие цены.

Регулирование сроков распродаж, наряду с Бельгией и Люксембургом, остается во Франции и Италии. Но там сроки плавают в зависимости от департамента или провинции. Но все равно примерно соответствуют январю и июлю, различаясь в датах. В Риме, например, летние распродажи проходят с 8 июля до 18 августа. В Великобритании знаменитые рождественские сейлы начинаются 27 декабря. В отличие от континента, на Британских островах праздник Нового года не предполагает подарков близким. Они уже вручены на Рождество. А летняя распродажа там приходится на июнь. Играя на разнице сроков, турфирмы в Бельгии организуют шоп-туры в Англию. Даже королева Елизавета имеет обыкновение заглянуть на сезонную распродажу и непременно купить там что-то уцененное.

Если для бедняков распродажи – еще предмет экономии и расчета, то для европейцев среднего достатка это скорее ритуал, праздник. Данные опросов показывают, что 71% граждан Евросоюза в сезоны распродаж обязательно ходят в магазины и что-нибудь покупают. Две трети бельгийцев и немцев специально откладывают деньги для покупок в дешевый сезон. Бельгиец откладывает в среднем 200 евро (надо сказать, что он, как и другие северные европейцы, в отличие от итальянцев и прочих южан, наплевательски относится к одежде и внешнему виду). Около трети жителей ЕС признались, что замечают приглянувшуюся вещь до начала распродаж и ждут, когда ее уценят. Хотя другая статистика говорит об изменении привычек. Если среди бедных слоев населения такой терпеливостью отличаются 35% опрошенных, то среди более обеспеченных – только 24%. В целом же двое из трех европейцев покупают нужную им одежду и обувь, когда придется, а не дожидаются сезонных скидок.

АЛЕКСАНДР МИНЕЕВ, Брюссель

Новые Известия