06.07.2007

Атака клонов. Россию захлестнула волна товаров, как две капли воды похожих на продукцию известных марок

Атака клонов На прошлой неделе в Китае в продаже появился новый смартфон Nokla 5700. Ничем не примечательный по своим техническим характеристикам, мобильный телефон бьет все рекорды продаж. Секрет популярности новинки прост: внешне ее не отличишь от раскрученной модели телефона известного финского производителя.

Схема работает безотказно: ушлые предприниматели берут за основу товар известной марки, меняют одну букву в названии и регистрируют новый бренд. Отличить клон от оригинала невнимательный покупатель просто не в силах. Китайское ноу-хау уже взяли на вооружение бизнесмены по всему миру. Клонируют не только марки одежды, бытовой техники, косметики, но и кинокартины и даже автомобили. По экспертным оценкам, товары, как две капли воды похожие на продукцию известных марок, занимают сегодня 15–17% отечественного рынка. Но в будущем эта цифра будет только увеличиваться. Страсть к роскоши при очевидной нехватке средств заставляет россиян скупать спортивные товары Abibas, вечерние платья Dolce&Gucci, духи Kezno и плазменные телевизоры Panasunik.

Полностью подделывать продукт – дело довольно опасное. Торговый знак во всем мире защищается законом. За его подделку предусмотрено административное и в некоторых случаях уголовное наказание. Совсем другое дело, если бренд не подделывать, а копировать. Достаточно поменять одну-две буквы в названии и слегка изменить фирменный стиль – и новая торговая марка готова. Ее можно регистрировать и торговать спокойно, не опасаясь преследований со стороны закона.

В кино на «Клад да Винчи»

Марки, замаскированные под популярные бренды, прочно вошли в нашу жизнь. Слегка измененные названия косметических средств, пищевых продуктов, спортивных товаров, бытовой техники удивления уже не вызывают. Сегодня находчивые предприниматели копируют даже модные кинофильмы. К примеру, американская кинокомпания The Asylum известна тем, что выпускает малобюджетные картины, названия которых похожи на названия популярных лент. «Трансморферы» (аналог «Трансформеров»), «Пираты острова сокровищ» («Пираты Карибского моря»), «Клад да Винчи» («Код да Винчи») – вот только несколько наименований «под копирку». Актеров, как и художественные достоинства фильмов, в основном можно отнести к категории «Б». Но иногда компании удается привлечь забытых голливудских звезд. Лоренцо Ламас и Эдвард Ферлонг, сыгравший Джона Коннора в блокбастере «Терминатор-2», – их несомненная удача. Некоторые посетители видеосалонов покупают фильм, не слишком рассматривая название и обложку, причем нередко за те же деньги, как и оригинал. То, что вместо многомиллионного блокбастера им подсунули низкопробный боевик, выясняется уже дома, перед экраном телевизора.

Невероятно, но факт: клоны появились даже у представителей автопрома. Одна из китайских компаний выпускает автомобили под маркой BYD, эмблема которых поразительно напоминает значок BMW. Только вместо четырех бело-голубых секторов на ней всего два. Внешний вид машин во многом скопирован с популярных немецких моделей. Качество автомобилей-клонов оставляет желать лучшего, но зато и цена в несколько раз ниже, чем у баварского собрата. В итоге жители Поднебесной и Дальнего Востока охотно покупают и те, и другие машины – у кого на какие авто хватает денег.

Лучшее от известного

Легендой рынка клонов стал предприниматель из США Скотт Нельсон, зарегистрировавший бренд Mike и заработавший на нем миллионы. В конце 80-х он открыл в себе дизайнерский дар и решил заняться производством спортивной одежды. Его первые марки Homegrown и Mankind ожидаемой прибыли не принесли. И вскоре мистер Нельсон понял, что лучше взять что-то проверенное, чем мучительно выдумывать новые маркетинговые ходы. Не слишком утруждая себя поиском идей, он взял логотип компании Nike, поменял первую букву на «М» и зарегистрировал новый товарный знак в патентном бюро США. Продажи резко пошли в гору.

Но Скотт на этом не остановился. Чтобы не тратиться на рекламу, он почти полностью скопировал символ своей фирмы с символа популярной линии спортивных товаров Air Jordan, принадлежащей все тому же Nike. Вот только фигурку известного баскетболиста пришлось слегка изменить: на футболках Скотта он довольно неуклюже тянется за мячом в прыжке. Впрочем, возможность прослыть «мастером плагиата» мистера Нельсона не смущает. «Я создал новое из лучшего, – рассказывает Нельсон на своем сайте, – и никакого обмана тут нет. «Майк» – официально зарегистрированная торговая марка, мы делаем абсолютно уникальные вещи, причем совершенно легально».

Впереди планеты всей

Эксперты утверждают: стилизовать товары под известные марки – отличный способ заработать легкие деньги. Клонирование бренда решает целый ряд проблем. Во-первых, не придется тратиться на разработку собственного фирменного стиля. Любой дизайнер за пять минут может слегка изменить известный бренд. Во-вторых, раскручивать бренд-клон тоже не нужно: он пользуется чужой славой. Причем о конкуренции между оригиналом и клоном и речи не идет. Чем более популярен прототип, тем больше людей по ошибке будут покупать его близнеца.

«Это суперактивный рынок в мировом масштабе, – рассказал «НИ» генеральный директор маркетингового агентства R&I Group Юний Давыдов. – Производители товаров-клонов имеют огромный доход, ведь им не нужно тратить деньги на рекламу. Настоящий производитель разрекламировал товар до них. Это золотая жила! Искусство стилизации достигло таких высот, что различить две вещи возможно только при детальном рассмотрении. Причем наряду с Китаем здесь лидирует Россия».

За примерами далеко ходить не надо. Так, например, сеть ресторанов «Ёлки-Палки» имеет братьев-близнецов «Жили-были», «Трали-вали», «Тили-тили» и «Ели-пили». Копируется либо концепция полностью, либо отдельные ее элементы, например, интерьер или корпоративные цвета. А в продуктовых магазинах покупатели теряются между печеньем Chocopie и отечественным изобретением «Сокол-pie». Среди «подражателей» пользуются популярностью и напитки. В сети супермаркетов «Пятерочка» на стеллажах стоят упаковки с напитком «Пятерочка Кола». Знаменитый шрифт, цвета, изгибы букв – все напоминает о фирменном стиле Coca Cola. Популярность колы местного разлива подтверждается корпоративным докладом ООО «Пятерочка финанс». В нем говорится, что хотя цена на товары собственного производства ниже аналогов других фирм (той же Coca Cola) на 15%, но в целом доход от их продаж выше на 7%.

В подмосковной Балашихе не так давно открылся торговый центр «Идея мебель». Сине-желтые цвета магазина и стиль рекламных буклетов почти полностью скопированы со шведского гипермаркета IKEA. Даже все виды товаров имеют свое уникальное наименование, прямо как у скандинавов.

Участь клонирования не обошла стороной и косметические средства. На полках магазинов можно встретить синие баночки с характерным логотипом. Только вместо Nivea там значится Livea. Пораженные дешевизной товара, многие покупательницы не слишком вглядываются в тонкости написания и спокойно кладут псевдонемецкую косметику в корзину.

В целом подделки и товары-имитации занимают 15–17% потребительского рынка. Ущерб крупных компаний может достигать огромных сумм в несколько сот миллионов долларов. В прошлом году производитель спортивной экипировки фирма Nike заявила, что за год убытки только этой компании от подделок и стилизации составили 750 млн. долларов. И это только в России. «Стилизация наносит большой урон как репутации, так и бюджету крупных производителей, и бороться с ней очень сложно, – рассказал «НИ» заместитель директора отдела маркетинга компании «АВМ Спорт», представляющей в России интересы спортивных производителей Umbro и Select, Михаил Орлов. – Причем доказать в суде, что стилизованный товар наносит ущерб официальному производителю намного проблематичней, чем в случае с подделкой. Нужно проводить специальную экспертизу, нанимать дорогостоящих адвокатов, которые будут исследовать каждую черточку логотипа. В итоге издержки будут большими, а эффект незначительным, ведь количество кустарных цехов в стране огромно».

Пустить пыль в глаза

В ближайшие годы товары-клоны отвоюют еще большую часть российского потребительского рынка, убеждены эксперты. Причина проста: на них постоянно растет спрос. «Мы все хотим выглядеть лучше, чем мы есть, – это вопрос позиционирования, – рассказала «НИ» психолог и руководитель имиджевого агентства StudioStyle.ru Анна Андрианова. – Люди, приходя в новую компанию, хотят создать благоприятное впечатление о себе, показать, какие они состоятельные и красивые». Но не все могут позволить себе это. «Вот и заполнены прилавки рынков имитациями дорогих вещей, – рассказала «НИ» коммерческий директор компании Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. – В обществе всегда есть люди, которые, не имея достаточных средств, стремятся выглядеть на все сто. Даже если они могут позволить себе хорошую, качественную вещь среднего класса, они все равно предпочтут ей имитацию под люксовый товар».

Страсть к брендам-клонами – особенность русского менталитета, отмечают специалисты. Если европейцы спокойно носят практичные и качественные вещи неизвестных фирм, то у нас народ удобству предпочитает понты. «Вот эту сумочку я купила здесь за 200 долларов, – похвасталась «НИ» посетительница одного из недорогих магазинов в центре Москвы Лина Фокина. – Литеры LV на сумке такие же, как и у оригинала, но на внутренней бирке написано Lauren Vulton вместо Louis Vuitton. Я не собираюсь платить полторы-две тысячи долларов за настоящую вещь – это моя трехмесячная зарплата. А на вид подмену никто не различит. Да и вообще, в клубах, куда я хожу, почти ни у кого нет настоящих вещей».

Стилизованные товары покупают не только от нехватки финансов и стремления показать себя в выгодном свете. Встречаются люди, которые приобретают одежду фирм-клонов для самовыражения. «Посмотрите на меня – на мне нет ни одной фирменной вещи! – заявил «НИ» сотрудник одного из московских офисов Андрей Деркач. – Поверьте, у меня достаточно денег, чтобы купить дорогую, качественную вещь, но мне это не нужно. Покупая товары-клоны, я протестую против погони за модой и потребительского образа жизни. Такие вещи тоже могут быть удобными и долговечными, надо только поискать. Да, некоторые прохожие посмеиваются надо мной, но это меня не беспокоит».

Правосудие для всех

Единственный способ остановить атаку клонов – судиться с теми, кто их штампует. «В последние годы официальные производители стали активнее сражаться за чистоту своих торговых марок, – рассказал «НИ» адвокат Владимир Юрасов. – Товарный знак в РФ охраняется «Законом о товарных знаках». Если клон продукта действительно похож на оригинал, то доказать это в суде реально. Существуют экспертизы Роспатента, специальные социологические исследования, другие виды экспертиз, которые позволяют доказать, что стилизация выполнена «до степени смешения» с оригиналом, а значит, – незаконна. Работы в этом направлении еще непочатый край, но прецеденты уже созданы».

К недавним примерам можно отнести владельцев бренда MacCoffee компанию Future Enterprises, которая через суд добилась снятия с производства напитка «МаксCoffee», выпускавшегося в Красноярске. Суд признал, что «МаксCoffee» является имитацией, и запретил продажи этой продукции на территории РФ. Пивоваренная компания «Балтика» также законным способом добилась запрета продаж одноименных сигарет. Табачный производитель не подделывал пиво, но использовал стиль и товарный знак «Балтики».

Впрочем, это скорее исключение, чем правило. Большинство западных, да и российских корпораций даже не в курсе, что где-нибудь в Сибири вовсю продаются товары, похожие на их продукцию, как братья-близнецы. И тысячи владельцев фирм-клонов продолжают безнаказанно зарабатывать миллионы на чужой славе.

В ГЕРМАНИИ НЕ РИСКУЮТ КОПИРОВАТЬ ИЗВЕСТНЫЕ МАРКИ

Осенью прошлого года в Гамбургском порту было выявлено сразу 117 контейнеров из Шанхая, забитых доверху товаром, имитирующим продукцию известных немецких изготовителей обуви и спортивной одежды. Президент главного финансового управления Гамбурга Хорс Калленбах назвал 500 млн. единиц изъятого товара «самой крупной в мире конфискацией плагиатов».

Самым же популярным товаром-клоном в Германии считается набор кухонных ножей китайского производства, на лезвиях которых отпечатано название города Золингена. Их можно встретить в ФРГ почти в каждой турецкой или азиатской лавке. Как пояснил «НИ» руководитель отдела истории ремесел «Музея клинков» Золингена Йенс-Хайнрих Беккман, «подлинных ножей с названием этого города попросту не существует». Бренд рассчитан в основном на туристов, которые наслышаны о знаменитых немецких заводах, производящих лезвия.

В самой Германии честью каждой производственной марки очень дорожат. Клонировать престижный товар здесь не рискуют. Суды неизменно признают ушлых предпринимателей виновными и предписывают им выплатить многомиллионные штрафы.

Сергей ЗОЛОВКИН, Золинген



ДАЖЕ ГРУППА ABBA ПОЗАИМСТВОВАЛА СВОЕ НАЗВАНИЕ

В начале 70-х, когда знаменитая группа ABBA впервые вышла на сцену, разразился большой скандал. Выяснилось, что это название уже существует и принадлежит шведской компании, производящей морепродукты. Продюсеру восходящих звезд пришлось ехать на фирму ABBA и просить разрешения на использование этой аббревиатуры. Пищевики согласились, поскольку речь шла о совершенно разных сферах деятельности, так что о подрыве репутации компании речь не шла. Эта история хорошо иллюстрирует, что уже в те времена защита торговой марки в Северной Европе была на высоком уровне. Сейчас использование в названии фирмы или ее логотипе даже намека на другую марку запрещено. В 2000 году в Нидерландах начался процесс, инициированный компанией Adidas против фирмы «Марка Моде», производившей одежду. «Марка Моде» использовала в качестве логотипа две полоски, что, по мнению Adidas, напоминало о фирменном стиле спортивного гиганта. Суд длился целых семь лет и завершился лишь в феврале этого года. Верховный суд Голландии разрешил компании-ответчику сохранить две полоски, поскольку, как гласил вердикт, «разница между двумя и тремя полосками слишком очевидна».

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия