Навязчивое письмецо. Ничто не мешает почтальонам забивать ящики граждан рекламной макулатуройВ конце минувшей недели в подмосковном Чехове на взятке в 12 тыс. рублей попался 46-летний главный специалист местной почты. Чеховский почтальон помогал местным коммерсантам раскладывать рекламную макулатуру по ящикам горожан. По словам правоохранителей, работал он без договора и деньги за эту услугу брал себе. Эксперты говорят, что по такой схеме работают многие почтальоны по всей России, и во многом именно поэтому количество рекламных проспектов в ящиках граждан все время растет. В конце минувшей недели борцы с экономической преступностью подмосковного Чехова получили информацию, что 46-летний главный специалист местного отделения почтовой связи Иван Никулин (данные изменены. – «НИ») вымогает у коммерсантов взятки за распространение по почтовым ящикам горожан рекламных листовок. Под видом бизнесменов оперативники вышли на высокопоставленного почтальона и попросили помочь им «донести людям полезную информацию». Служащий согласился раздать такое задание почтальонам и запросил за свои услуги 12 тыс. рублей. В минувшую пятницу прямо в здании городского почтамта на улице Полиграфистов коррупционер получил деньги, после чего был задержан. Против него уже возбуждено уголовное дело по статье «получение взятки». Подобные скандалы регулярно сотрясают почтовые отделения по всей стране. По действующему законодательству отделения почты могут оказывать услуги коммерческим организациям по распространению их рекламной продукции, но при условии заключения официального договора. «Этот документ должен пройти согласование в Моспочтамте, – рассказали «НИ» в московском межрайонном почтамте. – После этого компания привозит на районную почту свои листовки, и мы их выдаем рядовым почтальонам для распространения. Цена за распространение одной листовки составляет 52 копейки плюс 18% НДС. А чтобы договариваться с коммерсантами лично, такого ни разу не было. Это же незаконно». Между тем очень часто многие высокопоставленные и рядовые почтальоны без всяких договоров встают на неформальное довольствие коммерсантов и в рабочее время вперемешку с письмами разносят по почтовым ящикам назойливую рекламу. Другие почтальоны сами просят деньги у бизнесменов за рассылку рекламного спама. Недавно сразу четыре сотрудницы почтовых отделений на северо-западе и юге Москвы попались на вымогательстве и получении взяток за распространение рекламы. По словам оперативников, у почтальонов существовали даже неформальные расценки за подобные услуги. За рассылку одной тысячи листовок в зависимости от района коммерсанты были вынуждены платить от 800 до 2 тыс. рублей. Задержанным почтальонам предъявлено обвинение в получении взяток и превышении должностных полномочий. На вымогательстве денег недавно попалась и замначальника почтамта Сызрани в Самарской области. Милиционеры задержали женщину в момент получения от директора одной из местных типографий взятки в размере 10 тыс. рублей. Практикующие юристы с сожалением говорят, что в нынешнем российском законодательстве не существует законов об ограничении навязчивой почтовой рекламной рассылки, поскольку формально в данном случае права граждан не нарушаются. «В России нет законов, которые бы ограничивали рекламную рассылку в виртуальном пространстве или почтовыми службами, – рассказал «НИ» адвокат Сергей Шевченко. – Формально никакие права граждан от рекламных рассылок не нарушаются: каждый может выбирать – читать ему листовку или выкинуть. К тому же в таких случаях очень тяжело определить ущерб. Ведь чувство раздражения от рекламных листовок не подпадает под законодательные нормы». ВИКТОР ТКАЧЕВ, АНДРЕЙ ДОЛГИХНовые Известия |