15.06.2007

Госдума защитила "Гусиные лапки". Принят законопроект, запрещающий выпускать продукцию под советскими брендами



Вчера депутаты Госдумы 364 голосами приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", которым будет узаконено исключение нормы о "праве преждепользования" в отношении товарных знаков. Его представил на рассмотрение глава Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин. Законопроект предлагает исключить из закона о введении ГК норму, позволяющую предприятиям, выпускавшим продукцию под советскими брендами до 17 октября 1992 года, когда вступил в действие закон "О товарных знаках...", продолжать это делать на условиях бесплатной неисключительной лицензии. Таким образом, ранее полученные безвозмездные лицензии будут признаны недействительными, а производители смогут ввозить продукцию в Россию только если купят лицензию у правообладателя.

Как пояснил Павел Крашенинников изданию "Коммерсант", законопроект стал реакцией депутатов на многочисленные обращения в Госдуму представителей пищевой, алкогольной и прочих отраслей. "Мы ликвидируем лазейку, позволявшую использовать товарный знак без договора. Тем самым мы защищаем российских производителей - "изначальных" владельцев брендов",- говорит депутат. Правовое управление Госдумы пока не столь оптимистично в оценках. В его заключении отмечается, что изъятием одного абзаца из закона о введении ГК сложную проблему права на бренды бывшего СССР не решить и вопрос будет решаться на уровне подзаконных актов. Также юристы Госдумы пока что не могут оценить последствия принятия этого законопроекта - произойдет ли массовое аннулирование зарегистрированных товарных знаков, либо же начнутся судебные процессы. Документ в своем нынешнем варианте одобрен, но требует значительной доработки. Павел Крашенинников сообщил "Коммерсанту", что пока что документ касается производителей как в России, так и за ее пределами. Правда в ходе дискуссий на утреннем заседании Думы предполагалось, что норма касается лишь производителей из СНГ.

Бренды, представляющие предмет спора в данном случае в основном относятся к пищевым продуктам. Среди "спорных" брендов - "Масло вологодское", конфеты "Гусиные лапки", "Раковая шейка", "Коровка", сырки "Дружба" и "Янтарь" и др. Например, борьба самарской компании ОАО "Жигулевское пиво" и Бадаевского, Останкинского пивзаводов и Роспатента РФ за торговый знак "Жигулевсое пиво" велась более 10 лет. Производителями "Жигулевского" были более 100 заводов. После развала Союза самарский завод в 1992 году подал в Роспатент заявку на торговую марку, получил монопольные права на это название и потребовал от других заводов прекратить его использование или заключить лицензионные договоры на выпуск пива под этим брендом. Решение Роспатента вызвало протесты пивоваров, и они отказались выполнять требования самарцев. В итоге сразу в нескольких судах РФ начались судебные процессы о незаконности использования торгового знака "Жигулевское". Лишь в 2003 году Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил решение о лишении предприятия исключительных прав на товарный знак. Если поправки будут приняты в нынешнем варианте, то это приведет к новому шквалу судебных разбирательств по вопросу обладания брендами. Впрочем, у депутатов есть время подумать - второе чтение ориентировочно ожидается на осенне-зимней сессии.