Американские биржи теряют клиентов. Эмитенты предпочитают проводить частные размещения акций вместо публичныхПо оценке Financial Times, объем частных размещений в США впервые превысил объем IPO. По итогам 2006 года были проведены частные размещения на сумму $162 млрд, тогда как IPO на $8 млрд меньше. Наметившаяся тенденция, по мнению аналитиков, усилит давление на власти США в вопросе смягчения законодательства по ценным бумагам. Впрочем, сами биржи не собираются дожидаться решения властей. Так, в июне биржа NASDAQ планирует открыть специальную площадку для частных размещений. По итогам 2006 года объем частных размещений в США впервые в истории превысил объем IPO. Об этом сообщила вчера газета Financial Times. В прошлом году американские и зарубежные компании провели в США частные размещения на сумму $162 млрд. При этом объем IPO на трех крупнейших биржах США – NYSE, NASDAQ и Amex – составил всего $154 млрд. В 2005 году расклад был в пользу публичного размещения акций: объем IPO на трех основных биржах США превысил частные размещения акций на $46 млрд и составил $147 млрд. Используя частное размещение, компании, особенно зарубежные, получают быстрый и дешевый доступ к американским рынкам капитала. По словам аналитика "Ренессанс Капитала" Ованеса Оганисяна, выбирая частное размещение, компании несут меньшую ответственность, чем при IPO. При частном размещении им не нужно выполнять требования закона Сарбейнса–Оксли и регистрировать акции в комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Банкротство ряда корпораций (Enron, WorldCom) привело в 2002 году к ужесточению законодательства США по ценным бумагам. В соответствии с законом Сарбейнса–Оксли компании обязаны протоколировать все свои бизнес-процессы и оперативную деятельность до деталей. Эта поправка повысила требования к применению отчетности GAAP в США. Финансовая отчетность компаний, акции которых котируются на биржах США, должна быть подтверждена только аудиторской фирмой, получившей лицензию наблюдательного совета по учету публичных компаний. При этом компании, предоставившие неточную финансовую информацию, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Между тем затраты на IPO для небольших и молодых компаний настолько высоки, что размещение на бирже этим компаниям невыгодно. По словам экономиста компании Moody`s Economy.com в США Криса Лафакиса, "частное размещение – это хорошая возможность для молодых компаний приумножить свой капитал, не прибегая к IPO". По мнению аналитиков, увеличение объема частных размещений очередной раз показывает, что правила листинга в США слишком жесткие. Именно поэтому сейчас иностранные компании, в том числе российские, выходя на зарубежный рынок, предпочитают размещаться в Великобритании, а не в США. Новая тенденция, по мнению Криса Лафакиса, "может повлиять на конгресс США и заставить смягчить правила листинга, в частности закон Сарбейнса–Оксли". Впрочем, американские власти пока не торопятся. В начале этого года они облегчили делистинг иностранных компаний на американских биржах (см. Ъ от 27 апреля). Организаторы торговли, не надеясь на поддержку властей, собираются сами воспользоваться новой тенденцией. Так, биржа NASDAQ в июне планирует открыть автоматизированную площадку специально для частных размещений и таким образом компенсировать отставание роста объемов публичных размещений. НАИЛЯ Ъ-АСКЕР-ЗАДЕКоммерсантЪ |