28.04.2007

Обслужили два товарища. Хамство в сфере обслуживания и торговли было, есть и будет

Хамство в сфере обслуживания и торговли было, есть и будет. Коренится оно в ментальности продавцов товаров и услуг и поддерживается их безнаказанностью. В безнаказанности же целиком виноваты потребители, которые терпят хамство и не сопротивляются ему доступными способами.

Естественно, все изменится после того, как гражданам официально разрешат носить оружие, прежде всего пистолеты, автоматы и ручные гранатометы с подствольниками. Но и без "калаша" средства есть.

Про сумку, которую надо сдавать на входе

Одно из эффективных средств на современном этапе - жалоба в Госторгинспекцию. Однако радикально исправить ситуацию на рынке с помощью этой организации невозможно, но отомстить в каждом конкретном случае и переучить персонал можно. Сошлюсь на собственный пример.

Некоторое время назад я посетил один петербурсгкий магазин, торгующий бытовой химией. В магазин я вошел со своей сумкой, в которой находились мои личные вещи. В тот момент, когда я входил в магазин, некто мужского пола предложил мне сумку сдать. В обмен на мою сумку, которую он собирался засунуть в некую "ячейку", он давал мне вырезанный из картонки "номерок".

Я сразу спросил, на основании чего я должен совершить столь неравноценный обмен - обменять сумку, которая сама по себе стоит рублей 400, на картонку. Некто ответил, что на основании правил, и показал на бумажку, приклеенную к стене. На бумажке было написано, что покупатели обязаны сдавать сумки при входе. Тогда я попросил указать, на основании какого документа, утвержденного государством, сделана эта надпись, на что мне было сказано, что "у них магазин частный и в их магазине свои правила". Тогда я сказал, что в России в торговых предприятиях всех форм собственности единые правила, утвержденные кабинетом министров, а "своих" не бывает.

В ответ я получил сразу несколько реплик от кассирш и продавщиц, что я "больно умный", а также повторение требования сумку сдать. Тогда я предложил мне объяснить, каким документом предусмотрена ответственность торгового предприятия за сохранность моих личных вещей и в какую сумму они мои личные вещи при сдаче на ответственное хранение оценивают. Тогда мне сказали, не ответив ни на один мой вопрос, что я могу пройти с сумкой, но на выходе я им сумку должен буду показать. Я, естественно, сказал, что ничего показывать не буду, и вошел в магазин. Купил какой-то ерунды (шампунь, мыло) на 224 руб. Близился Новый год, надо было хорошо помыться.

Самое интересное началось на выходе. Меня стали оскорблять, намекая на то, что я нечто у них украл. Я потребовал пригласить директора и выдать мне книгу жалоб. Директор со мной разговаривать не пожелала, заявив, что я должен был сумку сдать, а раз не сдал, то должен подвергнуться обыску, и вместо себя выставила администратора по фамилии Орел, которому я сказал, что досмотры могут производить только сотрудники ГУВД. Книгу жалоб я получил и стал описывать все приключение. Орел же тем временем стал пугать меня милицией, намекая на то, что у них там свои люди, которые меня проучат, начал набирать на телефонном аппарате некий номер - якобы милицейский, но там почему-то никого не было, в общем, оказывал моральное давление, хамил, оскорблял, называл вором, требовал, чтобы я показал ему содержимое своей сумки.

Я сделал вид, что сильно испугался, и спросил Орла: а если я покажу вам сумку, но окажется, что я ничего не украл в вашем магазине, вы меня отпустите? Да, самодовольно сказал Орел. А вы принесете мне письменное извинение? Да, отвечает Орел.

Мне стало жалко наивного хлопца, я даже показал ему свой журналистский документ, чтобы честно предупредить об опасности, но Орлу уже было не остановиться. Я открыл сумку и извлек покупки на 224 руб. -- больше в сумке ничего не было. Орел было обрадовался, лицо его просияло, он ощутил "момент истины" и замер в предвкушении, но когда я после мхатовской паузы достал из бумажника кассовый чек на эту сумму, только что пробитый, Орел сник. И тут же создал -- не без моего напоминания -- документ (привожу дословно):

"Письменное извинение!
Я, Орел К. В., администратор магазина Спектр приношу свои извинения Золотоносову М. Н. за то, что произвел досмотр ево сумки и назвал его вором. /подпись, штамп магазина/".

Дальнейшее было делом техники: я написал заявление в Госторгинспекцию. Как обычно, сначала  отреагировал гендиректор сети магазинов "Спектр", обратившийся ко мне по старинке ("Уважаемый товарищ Золотоносов!.."), проинформировал меня, что контролер торгового зала уволен из магазина, администратор лишен премии за декабрь, а директор магазина переведена на другое место работы. Разгром полный!

Затем (3 марта) мне официально отрапортовали из Госторгинспекции, что "за установленные нарушения правил продажи директор магазина привлечена к административной ответственности и оштрафована". В конце письма было указано: "Административная ответственность за культуру поведения не предусмотрена. Предприятию выдано предписание об устранении правонарушений".

Теперь они в этом магазине стали совсем паиньки, сумки сдавать не предлагают, обыскивать желание прошло, хамить тоже - по крайней мере, мне.

Общественности на заметку

Хочу обратить внимание общественности на некоторые детали. Во-первых, по правилам, утвержденным государством, в магазине самообслуживания любой формы собственности -- государственной, корпоративной (АО) или частной -- покупатель не обязан сдавать при входе сумки, мешки или чемоданы и, если хочет, имеет право брать их с собой. Как быть в этом случае магазину, желающему обезопасить себя от воровства, -- это дело магазина.

Главное при этом, что никакие сотрудники охранных предприятий не имеют права производить досмотры вещей и личные досмотры - это имеют право делать только сотрудники милиции (по Закону "О милиции"). Интересующиеся могут попросить ознакомить их с лицензией охранного предприятия, имеющего договор с магазином (лицензию выдает ГУВД), там в списке дозволенного досмотров нет никогда.

Однако в большинстве случаев мы имеем дело не с сотрудниками охранных фирм, а с контролерами, которые являются сотрудниками магазина и не имеют даже тех прав, которые имеют сотрудники лицензированных охранный предприятий.

Во-вторых, в магазине любой формы собственности, расположенном на территории РФ, действуют только одни правила -- утвержденные правительством России "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров". Других не может быть в принципе. В-третьих, за вещи, которые сдаются в камеру хранения в магазине, магазин ответственности не несет, и если вещи пропадут, вас просто пошлют подальше.

Сейчас распространены камеры самообслуживания, расположенные при входе в магазин, покупатели кладут туда сумку, закрывают ячейку ключом и берут ключ с собой. Наивные люди! Если из этой камеры хранения пропадет сумка целиком -- а замок открывается ногтем -- никто в магазине и не пошевелится, ибо вы даже не сможете доказать, что нечто в ячейку положили, а не просто взяли ключ от пустой ячейки. Ведь никто при акте закладки не присутствовал.

Если вам предложат этой ячейкой воспользоваться, только спросите (текст этот надо выучить): а на основании какого документа магазин несет ответственность за сданные на хранение личные вещи и каков объем этой ответственности? И вам сквозь зубы скажут: идите в магазин с сумкой. Проверено многократно.


Михаил Золотоносов

www.spbjournal.ru