"Дружбу" заменит Балтийская трубопроводная система. Через полтора года Россия может отказаться от транзитного нефтепроводаКак сообщил "Коммерсант", Минпромэнерго возобновило рассмотрение проекта постановления о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) компанией "Транснефть". Реализация этого проекта позволит России отказаться от использования транзитного нефтепровода "Дружба". Напомним, что впервые о строительстве БТС-2 заговорили в начале 2007 года. Тогда, в ответ на повышение с 1 января Россией пошлины на экспорт нефти в Белоруссию до $180, Лукашенко ответил введением платы за транзит российской нефти в размере $45. Работа "Дружбы" в результате была приостановлена, страны западной Европы остались без нефти. 3 января "Транснефть" внесла в правительство предложения по строительству БТС-2 в обход территории Белоруссии. Однако 10 января после телефонных переговоров Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились об отмене пошлины на транзит нефти. 12 января было подписано соглашение о снижении российской экспортной пошлины с $180 до $53 за тонну. Проект БТС-2 был отправлен на пересмотр и доработку. Несмотря на то, что январский нефтяной кризис миновал, правительство вернулось к проекту строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы Унеча-Великие Луки-Приморск. Эту информацию "Коммерсанту" вчера подтвердили в Минпромэнерго. Подробностей сообщать не стали, лишь отметили, что данный проект позволит повысить экспортный потенциал России и снизить экспортные риски. Мощность нового нефтепровода по словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока составит 80 млн тонн в год. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев более сдержан в прогнозах. По его словам, проект был изначально рассчитан на прокачку до 50 млн тонн нефти в год. Если сегодня через Унечу прокачивается около 100 млн тонн нефти в год ( 80 млн тонн в Европу, 20 млн тонн - на заводы Белоруссии), то строительство БТС-2 увеличит пропускную способность порта Приморск до 150 млн тонн нефти в год. Тогда от транзита нефти по территории Белоруссии и Польши можно будет полностью отказаться. Господин Григорьев также сообщил "Коммерсанту", что сроки принятия решения кабинетом министров относительно этого проекта ему не известны, однако он полагает, что "Транснефть" сможет построить новую ветку за 1,5 года. Бюджет строительства пока не разглашается, но отраслевые эксперты ранее оценивали БТС-2 в $2-2,5 млрд. В интервью "Коммерсанту" от 13 марта 2007 года глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что новый нефтепровод заинтересует нефтяников: "Мы уже построили БТС и, как только закончили проект, сразу сделали тариф существенно ниже, чем при прокачке на латвийский порт Вентспилс. Поэтому когда я говорю, что нефтяники пойдут в направлении Приморска, я в этом убежден. Чтобы это понять, надо взять циркуль, рассчитать расстояние от Унечи до границы с Польшей, от Унечи до границы с Германией, а потом этот же циркуль повернуть до Приморска". Заместитель гендиректора АКГ "Финэкспертиза" Агван Микаелян сообщил " Коммерсанту", что с точки зрения энергетической безопасности БТС-2 абсолютно оправданный и экономически выгодный проект. Станет ли использовать Россия проект БТС-2 в качестве инструмента давления в ходе переговоров с Белоруссией, станет ясно уже на следующей неделе на пятом заседании совета по финансово-экономической политике стран ЕврАзЭС, посвященном созданию таможенного союза, которое пройдет в Астане. |