06.03.2007

Алло, реклама беспокоит. От нее нельзя избавиться. За нее нельзя наказать

Представьте себе такую ситуацию. Пятница. Вечер. Вы, удобно устроившись на диване, открываете купленный накануне детектив и уже собираетесь всем своим сознанием погрузиться в тайну исчезновения главной героини, как внезапно раздается телефонный звонок.

«Здравствуйте. Стоматологическая клиника такая-то. В этом месяце предварительный осмотр мы проводим бесплатно. Скорее приходите! Будем рады вас видеть», - радостно щебечет женский голос на том конце провода. Вы бубните что-то вроде «спасибо, не надо», кладете трубку и снова открываете книгу. Однако не успеваете прочитать и двух страниц, как телефон звонит снова. «Здравствуйте. У вас проблемы с волосами? Шампунь такой-то поможет!..»

На днях я обнаружила интересный факт: в последнее время чаще всего из телефонной трубки я слышу не голоса своих родных и знакомых, а какую-то рекламу. Мне то и дело предлагают бесплатно пройти первичный медосмотр, приобрести машину со скидкой или выгодно вложить деньги. Мой телефон стал настоящим заложником рекламодателей.

На прошлой неделе за один день я выслушала почти десяток коммерческих объявлений. Сначала мне позвонили из какой-то риелторской конторы - предлагали свои услуги по обмену, покупке и продаже жилья по «сказочно» низким ценам. Затем был внушительный, минут на пять, рекламный блок от недавно открывшегося медицинского центра. Потом я беседовала с сотрудником банка, который уверял, что только у них я смогу взять кредит на 10 тысяч долларов на наивыгоднейших для себя условиях.

Апогеем и финалом этого рекламного марафона стал звонок из приемной какого-то депутата, раздавшийся почти в половине десятого вечера! Сотрудница народного избранника сообщила, что они выпустили три брошюрки, призванные покончить с правовой безграмотностью населения: «Если вы хотите, мы можем…». «Не хо-чу!», - по слогам выкрикнула я и швырнула трубку. Мне было абсолютно не интересно, что они там могут. Я была в бешенстве…

От телевизионной или радиорекламы можно избавиться, просто нажав на кнопку другого канала, от печатной – перелистнув страницу. А как быть с такой рекламой?

Три года назад замученный телефонной рекламой житель Миннесоты (США) по-своему разобрался с компанией, продававшей ветровые стекла для машин. Представители фирмы звонили ему по три раза в день и интересовались, не треснуло ли ветровое стекло его авто и не нуждается ли оно в замене. Сначала Марк Плейстед терпел, потом просил, наконец, угрожал. Все бесполезно. И тогда он сам начал по пять раз в день звонить в компанию и сообщать, что его ветровое стекло целое и на нем нет трещин. Телефонный террор подействовал. Назойливые рекламщики перестали звонить Марку.

Плейстеду повезло. Его донимала всего одна компания. А у меня звонки не повторяются. Я, конечно, могу позвонить в банк (благо телефон с определителем) и попросить меня больше не беспокоить, но завтра мне опять предложат взять кредит на выгодных условиях, только уже в другом банке. И так до бесконечности.

Коммерческие структуры с большим удовольствием осваивают новый вид распространения рекламы. И тот факт, что почти половина россиян (по данным опросов ROMIR Monitoring) крайне негативно относятся к звонкам с предложениями купить товар, их ничуть не смущает. Наоборот, телефонная реклама в нашей стране считается очень перспективным направлением, так что в дальнейшем ее ждет только развитие.

В США уже несколько лет действует услуга «Не звоните мне»: телефонные номера по желанию их владельцев заносят в специальные федеральные списки, по которым запрещено звонить рекламным агентам. По данным американской федеральной торговой комиссии, число воспользовавшихся этой услугой уже перевалило за отметку 50 миллионов.

В некоторых странах телефонная реклама запрещена законом. Так, например, с этого года подобный запрет с подачи Государственной комиссии по защите прав потребителей начал действовать в Индии.

В нашей стране, к сожалению, нет ни одного нормативного документа, запрещающего рекламу по телефону. Даже новый закон «О рекламе», вступивший в силу 1 июля этого года, не способен оградить граждан от назойливых рекламщиков.

- В России наказать за подобное бесцеремонное вторжение в вашу жизнь вряд ли получится. У нас нет соответствующей законодательной базы, - замечает адвокат, член Лефортовской коллегии адвокатов Ирина Калинина. - Вы, конечно, можете подать в суд, только вот шансы выиграть его равны нулю. Ведь если нет нормативного документа, то по факту получается, что компания, рекламировавшая свои услуги по телефону, ничего не нарушала, а, следовательно, и наказывать ее не за что. Другое дело, если фирма продолжает засыпать вас рекламными звонками, несмотря на просьбы вычеркнуть ваш номер телефона из их списков. Тогда нарушение налицо. Потому как согласно статье 18 Федерального закона «О рекламе», «рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

В общем, нам остается два варианта: либо запастись терпением и выслушивать ежедневно назойливую рекламу, либо выкинуть телефон в окно и навсегда забыть о его существовании.// Елена НАТАШКИНА

www.mospravda.ru