22.01.2007

Модель для подражания. Наши красавицы пока не готовы служить эталоном на подиумах мира

Тонкая талия, широкие бедра и полная грудь – вот вечный эталон женской красоты. К такому выводу пришли американские исследователи из Техасского университета, проанализировав более 300 художественных произведений всех времен и народов.

Это исследование стало еще одним аргументом у сторонников пересмотра современных стандартов женской красоты. В конце прошлого века в модельном бизнесе тон задавали изможденные фигуры, по внешнему виду которых трудно было догадаться, девушка это или бледный юноша. Однако участившиеся случаи смерти манекенщиц от истощения заставили модельеров признать: хорошего человека действительно должно быть много. В Испании, Италии и Бразилии уже введен запрет на участие в показе девиц, чей вес не дотягивает до 50 килограммов. В России пока подобные меры не приняты, но это, утверждают эксперты, лишь вопрос времени.

В течение трех лет американские психологи изучали 345 тыс. образцов британской, американской, индийской и китайской литературы, чтобы понять, что привлекало поэтов и писателей во все времена.

Объектами восхищения оказались тонкая талия и, соответственно, широкие бедра. По мнению экспертов, предпочтения поэтов объяснимы с научной точки зрения. Здоровье женщины и, как следствие, ее способность к деторождению ассоциируется с низким уровнем брюшных жировых отложений и высоким уровнем эстрогена. Под влиянием гормона талия становится уже, а бедра и грудь – больше. Результаты исследования стали еще одним основанием для кардинальной ломки современных представлений о женской красоте. Худые и высокие модели с узкими бедрами и плоской грудью постепенно уходят как с модных подиумов, так и из мужских сердец.

Испанская вешалка

Обладательницы пышных форм теперь имеют возможность отыграться на худышках за долгие годы унижений. Тощие модели под угрозой увольнения поглощают высококалорийную пищу. В коллекциях ведущих домов моды появляется одежда больших размеров, вплоть до 48-го. О смене приоритетов в моде общественность говорит давно. Первым камешком, брошенным в огород худышек, стал запрет испанских властей на участие в показах моделей, весящих менее 55 килограммов. Такой шаг, верят инициаторы запрета, должен серьезно улучшить состояние здоровья средиземноморских женщин, которые от природы обладают пышными формами, но хотят быть похожими на звезд подиумов. Эти меры были приняты в сентябре прошлого года после того, как в августе в Монтевидео (Уругвай) 22-летняя манекенщица Луисель Рамос скончалась от недоедания прямо на подиуме. Рацион девушки долгое время составлял лишь салат и диетическая газировка.

Такие же действия были предприняты и властями Бразилии, где в ноябре 2006 года умерла 21-летняя модель Ана Каролина Рестон. Питаясь исключительно помидорами и яблоками, она довела себя до веса в 40 килограммов при росте 174 см. После очередных съемок у девушки отказали почки. Также в ноябре от последствий анорексии скончалась бразильская студентка Карла Собраду Касале, учившаяся на модельера. При росте 174 см она весила 55 килограммов и считала, что страдает от избыточного веса. Родным она признавалась, что лучше умереть, чем быть толстой.

В декабре аналогичный запрет на «вешалок» был введен властями Италии.

Борьба за нормальный вес началась и в Интернете. Возмущение вызвал сайт «Фарфоровая принцесса», который объявил конкурс «Кто потребит меньше калорий в день» с ценными призами в виде титула виртуальной модели. Почетное место на киберподиуме предлагалось тем участникам, которые весь день вообще ничего не ели.

Худо, братцы, худо

Такая печальная статистика стала завершением эпохи «вешалок», которая тянулась не одно десятилетие. В конце ХХ века эталоном моды стали красавицы с мальчишеской фигурой: худые, плоские, высокие. Дело в том, что понятие красоты напрямую связано с социальным положением. В средние века красивыми считались пышные дамы. Полнота ассоциировалась с достатком, высоким положением в обществе. Только богатые женщины могли позволить себе сытно питаться и бездельничать.

Сейчас ситуация изменилась. Булочки и гамбургеры стоят намного дешевле, чем экологически чистые овощи и злаковый хлеб. Посещение тренажерных залов, массаж тоже требуют средств и времени. Таким образом, стройная фигура стала признаком высокого положения. Еще одно объяснение популярности худобы моделей – феминизация общества. Женщины хотели быть наравне с мужчинами во всем, в том числе и внешне. В одежде это проявляется в стиле унисекс, а в модельном бизнесе – в появлении манекенщиц с плоскими, как у мальчиков, фигурами.

Однако сейчас эксперты с облегчением отмечают: век «вешалок» заканчивается, будущее – за здоровыми телами. «В последнее время намечается явная тенденция к максимальному различию между полами, то есть женщина должна обладать всеми положенными ей половыми признаками», – пояснил «НИ» психолог Дмитрий Синарев.

Полное счастье

Причина смены приоритетов кроется в том, что общество устало от искусственно навязанных идеалов красоты. Худоба начала означать не тщательный уход за собой, а слабое здоровье. «Девушек, которые отвечают современным запросам модельеров, в природе меньше одного процента, – сообщила «НИ» коммерческий директор компании Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. – К счастью, сейчас наблюдается культ спорта, и в моду входит здоровое, ладное, пропорционально развитое тело – не слишком худое, но и без лишнего жира. На страницах журналов, в кино все чаще встречаются плотненькие женщины, которые добились успеха, например, актриса Скарлетт Йоханссон».

Свою положительную роль в изменении представлений о красоте сыграла и глобализация. «Приходящая гибкость стандартов продиктована проникновением в западную культуру элементов восточной культуры, идеалом которой является низкорослая пышнотелая женщина, – пояснил «НИ» сексолог Александр Полеев. – Сексуально привлекательной становится девушка, которая, в первую очередь, хорошо двигается и имеет здоровые объемы, соответствующие ее телосложению. К тому же, с точки зрения сексологии, высокие и худые люди часто имеют проблемы в половой сфере. Недаром все боги интимной жизни на протяжении истории человечества изображались невысокими и плотными».

Маленькие трудности

Психологи и социологи по-разному оценивают процесс смены стандартов женской красоты. Одни голосуют двумя руками «за». «С точки зрения медицинской психологии тенденция к укрупнению форм положительна, – рассказал «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Организм женщины должен иметь определенный объем жировой клетчатки, который обеспечивает не только сексуальную привлекательность, но и возможность родить здорового ребенка. Излишне худощавые девушки – болезненное явление, которое постепенно проходит. Происходит возврат человека к своей природе, основанной на инстинктах».

Другие категорически против. По их мнению, смена модельных стандартов вместо того, чтобы избавить прекрасный пол от комплексов, приведет лишь к расцвету пластической хирургии. «В мире происходит смена одних искусственных стандартов на другие, – убеждена психолог Лариса Ширяева. – На телосложение худышек нанизывают пышные, сексуальные формы. Резко выросли в объеме грудь и ягодицы, но все остальные параметры остались без изменений – это по-прежнему тонкая талия, худые руки и ноги. Производители рекламы делают ставку на неестественную сексуальность, достичь которой можно только с помощью силиконовых имплантантов».

Среди противников тенденции к «покрупнению» – женщины небольших параметров. Миниатюрные дамы скрипят зубами: найти джинсы нужного размера стало еще сложнее. «В Москве и так много магазинов для полных, – пожаловалась «НИ» студентка Яна Семенюк. – Нормальную одежду маленьких размеров днем с огнем не сыскать. Это либо дорогущие бутики, либо секонд-хенды, где неизвестно каких насекомых можно подцепить. А теперь исчезнут и те места, где я раньше находила что-то приемлемое. Я считаю, что мода должна быть индивидуальной и отвечать потребностям людей с разными типами фигур».

Русский стандарт

Несмотря на общемировую практику, в отечественном модельном бизнесе каких-либо радикальных изменений пока не происходит. Сотрудники модельных агентств убеждены: тенденция к более пышным формам еще долго не будет влиять на российские показы мод. Основную роль здесь играют жесткие рамки профессии манекенщицы. «Для работы в модельном бизнесе девушка не обязательно должна быть красавицей, она должна воплощать определенный образ, востребованный производителями рекламы, – рассказал «НИ» президент одного из модельных агентств Владислав Метревели. – Например, популярность манекенщицы не зависит от объема ее талии, но зато огромную роль играет объем бедер».

Российские работники индустрии моды убеждены: чем стройнее модель, тем лучше. Дизайнеры предпочитают высоких и худых девушек с одинаковыми параметрами, скорее, из чисто практических целей – на них удобнее демонстрировать одежду. Напротив, манекенщицы с пышными формами отвлекают внимание публики от самого товара. «Лично я считаю, что модель должна быть чуть толще вешалки, – поведала «НИ» дизайнер Наталья Дригант. – Это эстетически приятно и практически удобно, на них вещи выглядят красивее и элегантнее. В будущем модельные стандарты вряд ли изменятся, а рубенсовских женщин на подиуме уж точно никогда не будет».

Впрочем, аналитики рынка считают, что появление плотненьких манекенщиц на отечественных подиумах – только вопрос времени. С одной стороны, индустрия моды должна подчиняться общемировым законам. А тенденции таковы: в моде здоровое, крепкое, гармонично развитое тело. Кроме того, в российском сознании «женщин в теле» всегда ценили дороже чахлых барышень.

НЕМЕЦКАЯ КРАСОТА СО СЛАВЯНСКИМ АКЦЕНТОМ

Мода на голубоглазых и белокурых бестий давно в Германии уже отошла в прошлое. Теперь на конкурсах красоты побеждают, как правило, пышногрудые брюнетки, зачастую родившиеся на постсоветском пространстве. Так, «Мисс Нижняя Саксония» Лина Хенсель родилась в пригороде Караганды. Да и в 23-летней студентке Даниэле Домрезе, признанной «Мисс Германия-2006», эксперты видят «нечто румыно-итало-славянское». В любом случае стандарты того, что радует глаз и греет душу бюргера, в Германии мало чем отличаются от общемировых. Но есть и некоторые особенности. Самое пристальное внимание в немецком обществе обращается на ухоженность зубов, кожи лица, волос и ногтей.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин



ШВЕДЫ НЕ ЗАМЕЧАЮТ ТРОСТИНОК

Время отказа Швеции от моделей-тростинок в пользу пышек запомнила вся страна. Законодатель скандинавской массовой моды, фирма «Хеннес и Мауритс», украсила в 1993 году все дороги плакатами с изображением Анн-Николь Смит в купальнике. Американская модель весила в ту пору более 70 килограммов. Реклама имела такой успех, что отвлекала водителей от дороги. Итогом кампании стал рост ДТП, и «Хеннес и Мауритс» была вынуждена досрочно свернуть свою рекламную акцию.
Но дело было сделано. Отныне и навсегда модели-дистрофики перестали быть образцом для подражания шведок. «Мы уже давно не прибегаем к услугам истощенных моделей. Причина проста – этот тип не востребован рынком. Кроме того, у них плохие волосы и кожа» – такое заявление распространило Объединение модельных агентств Швеции в конце прошлого года.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм



ХУДЫХ И ВЫСОКИХ ГОНЯТ ДАЖЕ ИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

В Великобритании водитель автобуса отказался впустить молодую пассажирку в салон только потому, что она оказалась очень высокого роста. Он заявил, что девушка загораживает ему обзор. Рост девушки – 180 сантиметров. Она работает моделью и уже неоднократно выступала в телевизионных шоу. Девушка сказала, что ежедневно ездит на автобусе на работу и домой, однако подобный случай произошел с ней впервые. Кроме того, водитель, выгнав модель из автобуса, позволил войти женщине, которая оказалась ниже ростом. Пассажиры пытались защитить девушку, но водитель был строг и остался при своем мнении. Представители автобусного оператора London United уже принесли красотке свои извинения и заявили, что если потребуется, то водитель будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Анна СЕМЕНОВА


АННА СЕМЕНОВА, ОЛЬГА ЛУТОВИНОВА

Новые Известия