26.12.2006

"Страна Геркулесия" созрела для продажи



Президент группы "Руспродхолдинг" Александр Есин планирует продажу своего розничного актива – московской сети экономических универсамов "Страна Геркулесия". Уже в январе 25% сети может купить один из западных инвестфондов. Кроме того, "Страной Геркулесией" интересуется Х5 Retail Group.

Как рассказал Ъ Александр Есин, в январе 2007 года могут завершиться переговоры с западным инвестфондом о продаже ему 25% акций "Страны Геркулесии". "Это мой непрофильный актив, денег в него я почти не вкладываю. Сеть практически не развивается. Самый логичный вариант – продажа",– сказал господин Есин. Назвать, с кем именно ведутся переговоры, он отказался. По словам господина Есина, к нему неоднократно обращались с предложением продать сеть и некоторые федеральные сети. "Но я считаю, что продавать ее можно будет, когда оборот вырастет до $200 млн. Сейчас он в два раза меньше. Поэтому, вероятнее всего, мы привлечем инвестора, а на вырученные средства сеть будет развиваться, и потом ее уже можно будет продать крупному ритейлеру". По информации Ъ, интерес к сети проявляет X5 Retail Group. Эту информацию подтвердил Александр Есин: "Мы периодически с ними встречаемся и разговариваем. Но сейчас я все-таки склоняюсь к варианту привлечения портфельного инвестора". Директор по коммуникациям Х5 Геннадий Фролов не стал комментировать его слова. По оценке аналитика ФК "Уралсиб" Андрея Никитина, "Страна Геркулесия" стоит $80-85 млн, а 25% – $20-22 млн.

ГК "Руспродхолдинг" специализируется на производстве и продаже продуктов питания. Принадлежит совладельцам Промсвязьбанка братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. В группу входят компании "Русские продукты торг", ТФК А-III, "Конфитрейд", фабрика "Мечта" и др.

"Страна Геркулесия" основана в 2000 году под именем "Геркулес". По данным участников рынка, принадлежит Александру Есину. Объединяет около 30 магазинов в Москве и Московской области, половина помещений в собственности. Прогнозный оборот в 2006 году – $100 млн. В Москве около десятка сетей среднего размера помимо "Страны Геркулесии". Основные – "Самохвал" (около 36 супермаркетов), "12 месяцев" (19 супермаркетов), "Остров" (около 20 супермаркетов), "Магнолия" (около 60 "Магазинов у дома"), АБК (29 "Магазинов у дома") и "Авоська" (около 30 "Магазинов у дома"). По оценкам "Самохвала", на долю небольших сетей и одиночных супермаркетов приходится около 15% московского "цивилизованного" розничного рынка. "Эти сети создавались, когда не было крупных ритейлеров, успели занять определенную долю на местных рынках, приобрести неплохие площадки под магазины. Но чтобы развиваться, им нужны деньги, а возможности заимствования у них ограничены",– говорит заместитель гендиректора "Патэрсона" Николай Габышев.

Сейчас небольшие сети вынуждены либо привлекать финансовых инвесторов, либо продаваться федеральным игрокам, говорят участники рынка. Помимо "Страны Геркулесии" пока поиском инвесторов занялся лишь "Самохвал", который осенью нанял ИГ "Атон" для продажи блокпакета портфельному инвестору. А инвестфонды проявляют серьезный интерес к розничным операторам второго эшелона. "Ренова-Капитал" владеет чуть менее 40% сети Spar и около 25% новосибирской сети "Холидей Классик". В марте–мае 2006 года примерно 45% сети "Незабудка" разделили инвестфонд Eagle Venture Partners, входящий в ЕБРР, и Baring Vostok Private Equity Fund III. Наконец, совсем недавно казанский банк "Тураналем" предложил вложить около $500 млн в "12 месяцев". "'Страна Геркулесия' может быть интересным объектом для инвестирования,– считает менеджер по инвестициям фонда Mint Capital Георгий Колпачев.– Но выгоднее инвестировать в региональные сети: в регионах практически нет конкуренции, и можно очень быстро занять хорошую долю рынка. А в Москве все же конкуренция ощущается уже достаточно остро".

КРИСТИНА Ъ-БУСЬКО

КоммерсантЪ