11.12.2006

«Махеев» ставит на майонез. Елабужская компания намерена серьезно вложиться в расширение его производства




Essen Production AG рассчитывает, что рынок поглотит весь ее майонез
Фото: РОМАНА ЯРОВИЦЫНА

Крупный производитель майонеза елабужское ЗАО Essen Production AG (торговая марка «Махеев») планирует привлечь на фондовом рынке 600 млн рублей. Компания рассчитывает вложить эти средства в расширение бизнеса, чтобы удвоить производство и таким образом увеличить долю на российском рынке майонеза с 12% до 16%. Эксперты сомневаются в целесообразности значительных инвестиций в столь узкий сегмент рынка.

Вчера гендиректор ООО «Махеев Финанс» Александр Цыпленков сообщил «Ъ», что компания намерена привлечь 600 млн рублей путем размещения облигаций на ММВБ. Соответствующее решение «Махеев Финанс» приняла в интересах материнского ЗАО Essen Production AG 16 ноября. Это беспрецедентный по сумме заем для компании. Как рассказал господин Цыпленков, ранее Essen Production кредитовалась в казанском банке «Ак барс» (АББ) на небольшие суммы и в основном предпочитала обходиться собственными средствами - общая сумма вложений компании в развитие за 9 месяцев текущего года составила около 143 млн рублей.

l ЗАО Essen Production AG создано Леонидом Барышевым и Вадимом Махеевым в 1998 году на основе ЧП «Барышев Л.А.». Производственный комплекс компании включает предприятия по производству масложировой продукции (майонез, маргарин), продуктов быстрого приготовления, томатной продукции (кетчупы, соусы). Выпускает майонез под марками «Махеев» и «НВС», поставляемый сегодня в 33 региона России, Казахстан, Белоруссию, Грузию, Германию и Израиль. Суммарный оборот компании за 9 месяцев 2006 года составил 1,677 млрд руб. Занимает 12% российского рынка майонеза - 2-е место по объемам продаж после Нижегородского масложирового комбината (16 %).

Теперь эмитент намерен задействовать АББ в качестве платежного агента по будущему облигационному займу. Выпуск пока не прошел государственную регистрацию, но, по словам господина Цыпленкова, предприятие планирует разместить ценные бумаги уже в течение первого квартала 2007 года. Он сообщил, что средства планируется направить на расширение бизнеса. Для этого фирма намерена приобрети действующие в Поволжье или в Сибири мощности. Как отметил собеседник «Ъ», компанию интересуют проекты вне пределов Татарстана. «Рассматриваются различные варианты. Предложения приобрести готовый бизнес есть», - отметил господин Цыпленков, не согласившись назвать предмет переговоров. Он пояснил, что такой принцип создания новых производственных мощностей позволит компании сократить транспортные издержки при осуществлении поставок в отдаленные регионы. «Нормально работаем на Урале, в Омске, Томске. Дальше ехать пока бессмысленно», - сказал господин Цыпленков. Он сообщил, что в результате экспансии компания намерена нарастить производство майонеза с 50 тыс. т до 100 тыс. т, объемы продаж с 2,3 млрд рублей довести до 4,5 млрд рублей в год, тем самым увеличив долю на рынке майонеза РФ с 12% до 16%. Опрошенные «Ъ» участники рынка с такой настороженностью отнеслись к намерениям Essen Production, что предпочли не комментировать ее действия. Так, в приемной гендиректора ООО «Счастливые времена» (Набережные Челны, владелец торговой марки «Ермак» и «Обжорка») Альберта Харисова вчера не стали соединять главу компании по телефону с корреспондентом «Ъ». Также отказалось дать оценку перспективе роста Essen Production и руководство ОАО «Казанский масложировой комбинат». Как пояснили «Ъ» в компании, дирекция не хотела бы комментировать «близких конкурентов». Директор по связям с общественностью компании Unilever (владелец брэнда Calve) Денис Гуренович сказал, что компания «не комментирует действия конкурентов» и может лишь «пожелать им удачи».

Некоторые собеседники «Ъ» на условиях анонимности пояснили свою закрытость тем, что «елабужане агрессивно ведут себя на рынке», тогда как производство майонеза в России уже превысило потребность в нем. По данным маркетинговой компании «Комкон-СПб», сейчас на рынке майонеза присутствует около 30 крупных производителей майонеза и более 500 мелких фирм, преимущественно отечественных (95% рынка), которые производят по разным оценкам от 400 до 550 тыс. т майонеза в год на $1,7-2 млрд. Уже сейчас в среднем каждый житель России потребляет около 2,5 кг этого соуса в год, и эксперты считают, что это предельные объемы. В связи с этим участники рынка выразили сомнение в целесообразности вложений столь значительных средств в расширение производства именно этого продукта.

Лилия Миргазиева

КоммерсантЪ