"Евросеть" объявляет войну Tele2, требуя от оператора заключить контракт в странах БалтииГлава и основной акционер «Евросети» Евгений Чичваркин исповедует в бизнесе силовой стиль Фото: Дмитрий Костюков / Коммерсантъ Между крупнейшим российским сотовым ритейлером "Евросеть" и сотовым оператором Tele2 разгорелся конфликт. Дилер отказался продвигать подключения от Tele2 через свои салоны в ответ на отказ оператора продавать свои услуги через "Евросеть" в странах Балтии. В Tele2 называют происходящее шантажом. Участники рынка отмечают, что конфликты с поставщиками телефонов, а теперь и с сотовыми компаниями стали визитной карточкой "Евросети". О том, что "Евросеть" прекратила стимуляцию продаж подключений от Tele2, Ъ рассказал президент компании Эльдар Разроев. Господин Разроев уточнил, что контракты от Tele2 не исчезнут из ассортимента, однако рекомендовать их покупателям и разъяснять особенности тарифных планов продавцы компании отныне не будут. "Это не нанесет нам ущерба, продажи Tele2 – это 1-2% от общего объема продаж подключений в наших салонах",– добавил господин Разроев. Президент "Евросети" не скрывает, что причиной демарша стало нелояльное отношение Tele2 к ритейлеру,– оператор до сих пор не заключил с "Евросетью" дилерский договор на продажу услуг в странах Балтии. Первые торговые точки в странах Балтии у "Евросети" появились в середине ноября, сейчас в Литве, Латвии и Эстонии открыто уже более 20 магазинов. "В этом году это уже второй случай, когда мы применяем такие меры к Tele2,– говорит господин Разроев.– Первый раз мы так сделали летом. Тогда мы договаривались с Tele2 о создании на базе его сотовой сети собственного виртуального оператора". По словам Эльдара Разроева, тогда в последний момент Tele2 отказалась выполнять ранее достигнутые договоренности и предоставить "Евросети" доступ на сотовый рынок Балтии. Между тем стать виртуальным оператором сотовой связи для акционеров "Евросети" – давняя мечта. По словам господина Разроева, летом продажи Tele2 в салонах "Евросети" снизились с 80-100 тыс. подключений в месяц (за каждое из них ритейлер получал в качестве вознаграждения около $10) до 6-7 тыс. "В октябре мы сделали жест доброй воли и стали стимулировать продажи Tele2,– заключает господин Разроев,– но на оператора это, похоже, не произвело впечатления". В московском офисе Tele2 вчера конфликт с "Евросетью" прокомментировали лаконично: "Это просто шантаж". Кроме того, собеседник Ъ отметил, что давление со стороны "Евросети" российскому представительству оператора ущерба не нанесет: "На нее приходится незначительная доля продаж услуг компании". К слову, аналитики считают иначе. По оценкам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, через "Евросеть" реализуется 25-30% всех подключений Tele2. "Tele2 может лишиться своего главного дилера,– отмечает он.– Из-за этого продажи оператором новых контрактов могут сократиться на 15-20%". Эксперты отмечают, что конфликт с Tele2 не первый случай, когда "Евросеть", используя тактику сокращения продаж, пытается оказать давление на операторов и поставщиков телефонов. Например, в 2002 году ритейлер разорвал отношения с Samsung после того, как не получил статус официального дилера южнокорейской компании. Помириться Samsung и "Евросети" удалось только в 2004 году. В августе этого года тактика "дестимуляции" была использована в отношении Nokia. В "Евросети" объяснили прекращение продвижения Nokia в своих салонах тем, что финская компания не поставляла ритейлеру свои последние модели, а также luxury-аппараты брэнда Vertu, принадлежащего финскому концерну. Вчера председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин признал, что конфликт с Nokia далек от разрешения. Конкуренты "Евросети" считают жесткость в отношении с партнерами визитной карточкой компании, сомневаясь при этом, что давление на крупных операторов и поставщиков оборудования эффективно. "Мы никогда не используем тактику искусственного снижения продаж, она малоперспективна,– считает директор департамента PR и внешних связей компании Dixis Татьяна Москалева.– Как показывает опыт, добиться уступок от крупных компаний таким способом крайне сложно". ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ КоммерсантЪ |