Грузовики-2020 поражают чудесами трансформацииПеревозки грузов автотранспортом настолько отлажены, что ничего действительно нового тут, как кажется, придумать нельзя. Однако это не так. Может, эффективнее будут автопоезда без физических сцепок? А может, грузовой машине не нужна кабина? И окажется ли кабина полезной без собственно автомобиля? Как удобнее грузить товар: сверху или снизу? И куда ставить лошадь?
Над этими странными (на первый взгляд) вопросами размышляли участники недавнего дизайнерского конкурса VDA Design Award с подзаголовком "Будущий дорожный транспорт-2020", проводившегося под эгидой Немецкой ассоциации автоиндустрии (VDA) и при поддержке ряда автопроизводителей.
Хотя работы молодых дизайнеров сводились к красивым рисункам, им нельзя отказать в своеобразной логике и продуманности внутреннего устройства транспортных средств. К тому же многие идеи, предложенные авторами проектов-победителей, могут заметно повлиять на картину грузовых перевозок. Давайте же познакомимся с этими экзотическими автомобилями.
Ин придумал машину, которая может гибко приспосабливаться к форме самых разнообразных грузов, будь то простой параллелепипед, труба или какая-то сложная конструкция. Грузовой платформы как таковой у авто нет. Вместо неё — система из восьми угловатых манипуляторов, "рук-ног", приводимых в действие, судя по всему, гидравликой. Четыре из них — это нечто вроде ног: они связывают кабину (стоящую на четырёх колёсах) с отдельной задней осью. Четыре других ("руки") обхватывают сверху груз и поднимают его.
Он придумал "Дорожный поезд" (Road Train). По замыслу Биро, этот грузовик должен работать на топливных элементах, а нижняя часть его бортов сделана из мягких материалов — для безопасности при ударе легковушки. Но главное — составные части Road Train, те, что выглядят на рисунке прицепами. Это самостоятельные машины, следующие в сантиметрах друг за другом благодаря синхронному управлению с общего компьютера и куче датчиков. Таким образом, простым нажатием кнопки машину можно удлинять (или укорачивать), добавляя новые секции. При этом внутренний объём грузовика будет меняться в пределах от 50 до 300 кубических метров. 3-й приз увёз домой Сас Золтан (Szász Zoltán), также из университета дизайна в Будапеште. Судьям приглянулся его Long Distance Animal Transport — специальный автопоезд для перевозки животных.
Внутри — пространство, адаптируемое под различных животных (возможно, речь идёт о передвижных перегородках, но никаких пояснений на этот счёт не даётся), и система выдвижных трапов для погрузки. Хоть лошадей заводите сюда, хоть слонов — всем будет удобно. К тому же в кузове предусмотрены автономная система вентиляции и поилка. Однако наиболее, на наш взгляд, продуманная работа в число главных призёров не вошла, а была отмечена в категории "Специальное упоминание". Это система контейнерных перевозок "Два в одном" (Two In One) Карстена Виллманна (Karsten Willmann) из университета прикладных наук Дрездена (Hochschule für Technik und Wirtschaft, Dresden). Состоит она из двух самостоятельных автомобилей. Первый — электрическая самоходная кабина в виде бочки (так и называется — "Кабина"). Никаких колёс вроде не заметно. Но они есть — большие кольца размещены в торцах цилиндрического корпуса и охватывают двери. Со всех сторон эти кольцевые колёса прикрыты, кроме небольшого выреза внизу, где они и соприкасаются с дорогой. Как ездить на двух колёсах, расположенных на одной оси, давно известно: спасибо самокату Segway. Вот и Карстен предусмотрел внутри "систему гироскопов". Впрочем, на стоянке снизу выдвигаются маленькие поддерживающие колёсики. Кстати, принцип "колёса вокруг дверей" практически идентичен строению необычного автомобиля Moovie. Второй автомобиль — прямоугольная плоская тележка под стандартный контейнер — называется "Автоматически управляемый контейнеровоз" (Container Automated Guided Vehicles — AGV). Внутри находятся источник питания, электромоторы, система управления поворачиваемыми передними колёсами, прочая электроника.
Далее — самое интересное: нажав кнопку, водитель выдвигает сверху и снизу в задней части своей бочки манипуляторы-якори, которые цепляются за сам контейнер (в верхней точке) и за AGV (внизу). Кабина подтягивается вверх и повисает на передней стенке контейнера. Теперь управление AGV передаётся в кабину (две машины соединяются электрическими разъёмами), и водитель может спокойно выезжать на трассу. Карстен полагает, что такая схема значительно облегчит логистику. И будет жизнеспособнее схемы "седельный тягач — полуприцеп", которые, кстати, зачастую никогда не расстаются.
У грузовика — мощный хребет и полное отсутствие пола в центральной части. Благодаря сферическим колёсам он легко маневрирует в месте погрузки, наезжает сверху на контейнер (боком) и, также как Spidertainer, подтягивает груз под себя. Водитель приезжает на своей машинке, и она забирается наверх грузовика по специальному рельсу на его передней поверхности. Далее грузовик отправляется в путь под управлением человека в кабине. Прибыв же на место, водитель может оставить транспортёр и уехать, не выходя из кабины, домой или за новым грузом. А вот ещё одна грузовая машина с кабиной на самом верху. Своими чистыми линиями и визуальной мощью судей очаровал "Катящийся дом" (Rolling Home). Его нарисовал Виктор Малакучи (Viktor Malakuczi) из университета дизайна в Будапеште.
Plicar, творение Тобиаса Вольфарта (Tobias Wohlfahrt) из высшей школы изобразительных искусств Саарбрюкена (Hochschule der Bildenden Künste Saar), напротив, не слишком впечатляет внешне. Зато этот грузовик может похвастаться растягиваемым кузовом. Порожняя машина, придуманная Тобиасом, будет занимать на дороге мало места, а манёвренность у неё будет как у легковушки. Растягиваемая же рама и стенки с гибким занавесом вместо грузовых дверей позволят подстраивать кузов под меняющееся количество товара. Место водителя Вольфарт расположил посередине кабины — для того, чтобы машину можно было делать одинаково для стран с право и левосторонним движением.
Эта машина представлена на рисунке под заголовком. Здесь автор предусмотрел сочетание замысловатой пространственной структуры и набора упругих и прочных "мембран", закрывающих груз. Кабина водителя также словно подвешена на самом верху, заметно выше отдельного моторного отсека — для лучшего обзора и безопасности. Создавая облик "дальнобойщика" Chameleon, Дэн учился у природы соединению прочности и податливости. Получилось симпатично, что и отметило жюри. Денежные премии за первые три места в этом конкурсе составили 2 тысячи, 1 тысячу и 500 евро. Но, думается, куда важнее то, что все победителям — а не только первой тройке! — VDA предоставила возможность стажировки в различных автомобильных и дизайнерских компаниях. Есть шанс, что какой-нибудь настоящий грузовик 2020 года будет очень похож на один из рисунков года 2006-го.
|
||||||||||||||||||||||||||||