15.11.2006

Тогрул Софиев: Самостоятельность азербайджанских телеканалов может оказаться под угрозой



Группа компаний "Видео Интернешнл" (ВИ) провела презентацию компании "ВИ-Азербайджан", которая будет продавать рекламные возможности одного из крупнейших азербайджанских телеканалов - "Лидер ТВ". Об этом со ссылкой на российскую газету "Коммерсант" сообщил Day.Az, отметив, что ВИ оценивает оборот местного телерекламного рынка в 2006 году в Азербайджане в $19,5 млн. при ежегодном росте в 24-25%. В газете был комментарий независимого эксперта Тогрула Софиева относительно прихода ВИ в Азербайджан. Как оказалось, его позиция была отражена не совсем верно. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM он поведал следующее:

Приведенные слова оказались то ли из-за нехватки газетной площади, то ли в силу каких-то других причин вырванными из контекста, и потому расходятся с моей точкой зрения. Я действительно говорил, что на азербайджанском рынке конкурентов для кампании "Видео Интернешнл", с появлением которой в страну польются ощутимые российские финансовые потоки и которая имеет давние и крепкие связи с производителями всемирно известных товарных брендов, нет, и пока не предвидится. Но потом я продолжил, что приложение ее богатых возможностей именно к телеканалу "Лидер" неслучайно, поскольку он достаточно тесно связан с политическим Олимпом нашего общества и как бы является его главным неофициальным телерупором.

Напомню, что в свое время "Лидер" с помощью серии передач "Куклы", мягко говоря, выставлял лидеров оппозиции в не самом выгодном для них свете. Хотя в тех же передачах в адрес руководства страны и приближенных к нему людях нельзя было услышать ни слова критики. После завершения выборной компании надобность в "Куклах" отпала, и проект был положен под сукно. Я мог бы привести и другие примеры, но, наверное, достаточно и этого. Отмечу, что, при этом, как и другие зрители, я также время от времени смотрю "Лидер", и не могу не отметить, что это телеканал нередко подготавливает и демонстрирует весьма интересные, неординарные и, главное, деполитизированные передачи и проекты.

Как известно, все другие частные телекомпании страны, за исключением в чем-то ANS, также проводят согласованную с властями, скажем, в определенной мере, информационную политику. Но при этом все они сохраняют свободу творчества и финансовую самостоятельность, которая после появления в Азербайджане компании ВИ и диверсификации большей части рекламных потоков в одном направлении, может оказаться под угрозой. Причем не только самостоятельность, но и свобода слова вообще. Поверьте, мне отнюдь не хочется политизировать исключительно финансовую, на первый взгляд, проблему, но трудно не видеть, что параллельно проводится попытка, реализуя небесспорное судебное решение выселить из занимаемых офисов первое независимое агентство "Туран" и первую оппозиционную газету "Азадлыг". Напомню также, что в октябре устами главы Национального совета телерадиовещания (НСТР) Нуширавана Магеррамли (кстати, очень эрудированный и компетентный человек,- просто, как я понимаю, будучи чиновником, он обязан исполнять спущенные директивы) была озвучена угроза закрытия вещания на Азербайджан радиостанций BBC, "Свобода" и "Голос Америки".

ИА REGNUM: Давайте все же сосредоточимся на телевидении и телерынке...

Что ж. Как вы знаете, продолжается давление и на действующий в течение 15 лет первый независимый телеканал страны ANS. НСТР неоднократно отказывался продлевать лицензию этому телеканалу. А на днях поступила информация о том, что стоимость лицензии для отечественных телеканалов будет поднята до 110 тысяч манатов. Учитывая, что все азербайджанские рекламодатели (не путать с зарубежными!) вместе взятые выделяют на телерекламу несколько миллионов долларов, можно считать появление ВИ вкупе с этой мерой окончательным приговором самостоятельности всех азербайджанских телеканалов. Ведь последние должны снимать передачи, покупать художественные фильмы и телесериалы, содержать немалый штат сотрудников, и при этом умудряться вовремя и сполна уплачивать налоги.

ИА REGNUM: А насколько обоснованы разговоры о возможном оттоке из страны части рекламных средств мировых производителей?

Нетрудно спрогнозировать, что появление на азербайджанском рынке ВИ может привести к оттоку средств мировых рекламодателей из страны. Если условно производители "Баунти" ежегодно выделяли на рекламу в России 2 миллиона, а в Азербайджане 150 тысяч долларов, то теперь они знают, что посредством ВИ эта реклама будет идти в Баку и без того. А значит, спокойно могут при планировании бюджета на следующий год уменьшить расходы на азербайджанский рынок рекламы вдвое, а то и втрое. Отталкиваясь от схожих же доводов, могут сократить деньги на рекламу в Азербайджане "Кока-кола" и другие мировые бренды-гиганты. А сокращение доходов телекомпаний (на рекламе Домов торжеств далеко не уедешь), непременно отразится на количестве и качестве самостоятельно подготовленных ими передач. То есть, в конечном счете, пострадают азербайджанские телезрители. Добавлю, что когда я говорил о не радужных перспективах после появления на рекламном рынке столь крупного фигуранта, конечно, не имел в виду некий российский фактор. Поверьте, точно также я не хотел бы, чтобы шла реклама мировых брендов и на транслируемых в Азербайджане турецких телеканалах. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Пусть лучше из телерекламы извлекают пользу отечественные компании.



REGNUM.RU