09.11.2006

"Единая Россия" отменяет минимальную явку на выборы




Отмена минимального порога явки на федеральных выборах позволит Кремлю решить «проблему-2008» руками меньшинства избирателей
Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Выборы всех уровней в России будут законными вне зависимости от того, сколько избирателей захотят в них участвовать. Соответствующую поправку в избирательное законодательство одобрила вчера рабочая группа комитета Госдумы по госстроительству. По мнению экспертов, главной целью этой поправки является искусственное снижение явки на следующие президентские выборы, что должно гарантировать Кремлю безболезненное решение "проблемы-2008".
Автором новой законодательной инициативы стал зампред думского комитета по госстроительству Александр Москалец ("Единая Россия"), предложивший целый ряд поправок к закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Напомним, что пакет изменений в этот закон, существенно изменяющих правила выборов всех уровней, был принят Госдумой в первом чтении в июне этого года, а сейчас завершается подготовка законопроекта ко второму чтению.

В частности, депутат Москалец предложил изъять из закона статью, устанавливающую 20-процентный порог минимальной явки избирателей на выборы разных уровней. При этом действующий закон разрешает либо повышать этот порог на федеральных выборах (например, на выборах в Госдуму он составляет 25%, а на президентских – 50%), либо снижать его (вплоть до полной отмены) на муниципальных. В случае одобрения поправки депутаты будут вправе принять соответствующие изменения в законы о выборах Госдумы и президента и установить, что федеральные выборы признаются состоявшимися независимо от числа проголосовавших избирателей.

Формальным аргументом в пользу отмены порога явки стал довод о том, что такого ограничения нет во многих странах развитой демократии, в частности, в США. На самом же деле, как заявил Ъ руководитель исследовательской группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, поправка принимается в интересах Кремля и двух нынешних партий власти в лице "Единой России" и партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь". Как подчеркнул господин Орешкин, опираясь на многолетний опыт региональных выборов, при низкой явке голосовать приходят в основном пенсионеры. В 90-х годах они, как правило, выбирали либо партию власти, либо КПРФ. Но последние выборы в региональные парламенты, проходившие в октябре как раз при весьма низкой явке в 35-40%, показали, что теперь наиболее дисциплинированные избиратели предпочитают чаще всего одну из двух партий власти – единороссов либо "актуальных левых" из новорожденной "Справедливой России".

Другими словами, Кремлю, который рассчитывает сохранить контроль над Думой и после парламентских выборов 2007 года, низкая явка объективно выгодна. По оценке господина Орешкина, "спящим пока 65% избирателей" неинтересна ни одна из партий власти, поэтому он не сомневается, что на думских выборах кремлевские политтехнологи попытаются применить "технологию низкой явки". Еще более важную роль она может сыграть на президентских выборах-2008, где уже не будет такого явного лидера, как Владимир Путин в 2000 и 2004 годах. Но в случае сохранения 50-процентной явки на этих выборах ставка на снижение активности избирателей могла бы привести к срыву голосования. "И чтобы ничем не рисковать, решено вовсе снять все пределы явки",– считает Дмитрий Орешкин. В этом случае "активный электорат" исправно проголосует за президентского преемника, и "проблема-2008" будет успешно решена.

Правда, вопросами явки инициативы депутата Москальца не ограничиваются. Так, он считает, что кандидатами на выборные должности "не имеют права быть граждане, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в связи с преступлениями экстремистской направленности", при том что в варианте первого чтения речь шла лишь о лицах, экстремизм которых подтвердил суд. Возражений у рабочей группы эта поправка тоже не вызвала, хотя присутствовавшая на заседании секретарь Центризбиркома Ольга Застрожная назвала ее антиконституционной, поскольку основной закон поражает в правах только граждан, которых суд уже признал преступниками.

Заодно господин Москалец фактически предложил вслед за уже узаконенным отказом от агитации "против всех" запретить кандидатам критиковать на выборах своих конкурентов. По его мнению, претенденты на выборные должности в своих агитационных выступлениях не должны призывать избирателей голосовать против других партий и кандидатов, описывать негативные последствия их избрания либо распространять информацию, "способствующую созданию отрицательного отношения к кандидату". То есть вся предвыборная агитация, по замыслу депутата Москальца, должна свестись к восхвалению кандидатами собственных достоинств, а любое критическое высказывание в адрес конкурента станет поводом для снятия с выборов.

Представители оппозиции сочли новые законодательные инициативы единороссов очередным ударом по самому институту выборов. "Проще было вовсе отменить выборы",– заявил Ъ секретарь политсовета СПС Борис Надеждин. При обновленных правилах, на его взгляд, это все равно "будет совсем другое мероприятие, но не те выборы, на которых народ в соответствии с Конституцией становится источником власти".

В то же время Дмитрий Орешкин подозревает, что явно противоречащие Конституции поправки (как, например, о запрете критики оппонентов либо об отказе в регистрации лицам, находящимся под арестом) внесены единороссами намеренно, чтобы "отвлечь на них внимание оппозиции и возмущенной общественности". В конечном же итоге, полагает политолог, Кремль от них откажется, но сможет "узаконить те, которые ему действительно нужны, в частности отмену порога явки".

Примерно ту же "маскирующую" роль может сыграть и поправка о восстановлении на выборах всех уровней института досрочного голосования, против чего решительно возражал Центризбирком. Не случайно глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин, комментируя вчера итоги заседания рабочей группы, в первую очередь сообщил о ее готовности изъять из законопроекта пункт о досрочном голосовании. Кроме того, рабочая группа откорректировала (но не исключила, как того требовал глава ЦИКа Александр Вешняков) норму о снятии кандидатов с выборов за неполноту представленных о себе сведений. Теперь все избиркомы, прежде чем снять кандидата за подобные нарушения, обязаны сообщить ему об обнаруженных в его документах неточностях и предоставить время на устранение недостатков. Правда, делать это комиссии обязаны не позднее чем за два дня до вынесения окончательного решения, поэтому времени для исправления неточностей кандидатам может просто не хватить.

ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ, ДМИТРИЙ Ъ-КАМЫШЕВ



Какой выбор остается?

Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы, зампред партии "Яблоко":

– Выборы превращаются в фарс. "Единая Россия" уже не знает, что еще можно придумать, чтобы избавиться от конкурентов. Административный ресурс использован на 100%, теперь они правят законы под себя. Снять можно будет любую партию, останется только "Единая Россия" и эта "Жиропень" – "Жизнь. Родина. Пенсионеры".

Сергей Егоров, председатель совета директоров Бинбанка:

– К сожалению, наше избирательное право в последнее время все сильнее сжимается. Но давно пора прекратить площадную ругань в отношении оппонентов. Хотя как теперь я буду критиковать неграмотную программу оппонента? Эту возможность надо оставить, иначе не будет никакой критики.


Ирина Хакамада, лидер фонда "Наш выбор":

– Выбора у нас давно нет и без этих поправок. Отмена досрочного голосования – хорошо, ведь это был узаконенный способ манипулирования голосами. Но этот плюс не перекроет минус, который появится при снятии минимального порога явки избирателей. Власть сильно боится, что избиратели не пойдут на выборы из-за сплошной серой палитры прокремлевских политиков. Снятие этого порога приведет к тому, что парламент или региональные заксобрания могут быть выбраны даже при десятипроцентной явке. И что, они будут считаться всенародно избранными?


Николай Харитонов, депутат Госдумы (КПРФ), председатель Агропромсоюза:

– Будет выбор не ходить на выборы. Депутаты делают все, чтобы снять любые препоны для "Единой России". Сейчас и по ТВ ничего нельзя сказать: нас туда просто не пускают – теперь будут пускать, потому что сказать все равно ничего будет нельзя. Все делается в пользу "Единой России". Ведь они же сами говорят: не будете за нас голосовать – не дадим денег, не построим дороги и больницы.


Виктор Данилов-Данильян, член-корреспондент РАН:

– Мы возвращаемся к бесправию. Очень жаль, что нельзя голосовать против всех – теперь придется просто зачеркивать бюллетень. А поправку, предусматривающую запрет на критику конкурентов и описание негативных последствий в случае его избрания, следует понимать как буквальный запрет критики власти. Интересно, а как будут проходить теледебаты?


Владимир Соловьев, ведущий ток-шоу "К барьеру!":

– Эти поправки – какая-то глупость. А что кандидаты тогда говорить будут? Видимо, придется критиковать с помощью приглашенных экспертов, политтехнологов, друзей по партии, чтобы раскрыть народу глаза на противника.


Константин Бабкин, президент союза производителей сельхозтехники "Союзагромаш":

– Власть не оставляет выбора никому. Любого неугодного кандидата или партию можно обвинить в экстремизме за здорово живешь! И сделать с этим ничего нельзя. Если Дума примет эти поправки, это еще раз подтвердит, что власть чувствует себя неуверенно и готовит почву к президентским выборам. Тогда преемника можно просто назначить.




КоммерсантЪ