5% - каждый день. ВЦИОМ обнародовал итоги опроса о предпочтениях россиян в отношении источников информацииВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал итоги опроса о предпочтениях россиян в отношении источников информации. Особый интерес представляют данные о частоте и целях использования интернета россиянами, их мнении о Сети и ее аудитории. По данным исследователей, интернетом в России пользуется около четверти населения, что коррелирует с другими оценками. При этом Сеть является первоочередным источником информации лишь для 13% россиян. Всероссийский опрос проведён 30 сентября – 1 октября 2006 года, всего опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Результаты опроса сложно назвать сенсационными. Подавляющее большинство россиян (85%) по-прежнему предпочитают получать информацию из передач центрального телевидения. Интернетом для получения информации пользуются лишь 13% россиян. В этом отношении его популярность сравнима с уровнем доверия областному и региональному радио (13% и 10%). Неудивительно, что более четверти (26%) жителей Москвы и Санкт-Петербурга используют Сеть в качестве источника информации. В крупных и средних городах таких людей меньше - 16–18% от общего населения, а в небольших городах и селах доля доверяющих интернету и того ниже - 7–10%
Ценность интернета в качестве информационного ресурса сегодня осознают в 1,3 раза больше людей, чем годом ранее - доля пользователей среди россиян, по данным ВЦИОМ, выросла с 10 до 13%. Доверие к информации других СМИ растет медленнее (за исключением регионального ТВ, чей рост популярности сравним с Интернетом).
В ходе опроса, впрочем, выяснилось, что сегодня уже почти четверть россиян хотя бы время от времени пользуется интернетом. Каждый двадцатый житель страны использует Сеть "практически ежедневно", еще 8% делают это несколько раз в неделю и 6% – несколько раз в месяц.
Более активны в интернете люди с высшим и незаконченным высшим образованием: каждый четвертый пользуется Сетью не реже нескольких раз в неделю, 11% – несколько раз в месяц, еще 9% – не реже, чем раз в полгода. Обратная ситуация сложилась среди респондентов с образованием ниже среднего. Лишь 4% представителей данной группы бывают в Сети хотя бы несколько раз в неделю, в то время как 92% из них вообще не пользуются интернет-ресурсами. Большинство российских пользователей (77%) нуждаются в Сети для решения вопросов, связанных с работой или учебой. 44% пользующихся Сетью используют ее для чтения новостей и общения по электронной почте. Сетевое общение, равно как и просмотр фильмов и прослушивание музыки в Сети увлекает еще по 20% пользователей.
Наиболее активные "интернетчики" – россияне с доходом на одного человека более 5000 рублей в месяц. Они значительно чаще используют электронную почту, посещают новостные сайты, общаются и знакомятся в Сети, чем менее обечпеченные соотечественники. Интересно, что чаще других используют интернет для скачивания музыки и фильмов наиболее низкообеспеченные люди (доход менее 1500 тысяч рублей на человека в месяц). Таким образом, интернет остается инструментом воздействия на наиболее качественную аудиториию - образованных жителей крупных городов с высшим образованием и доходом выше среднего. В контексте продолжающегося бурного роста интернет-аудитории в России особенно интересно познакомиться с распространенностью мифов и стереотипов о Сети и ее обитателях.
В целом, россияне положительно (или нейтрально) относятся к интернету. Отрадно сознавать, например, что лишь каждый четвертый соотечественник считает Сеть хранилищем вредной информации или, того хуже, помехой межличностному общению. Способность интернета изменить что-либо в привычном укладе жизни подвергли сомнению лишь пятая часть опрошенных. Это не так уж много, ведь более половины респондентов считают, что интернет может изменить жизнь вокруг нас, предоставляя нам новые возможности. Почти половина опрошенных не делает различий между активными пользователями Сети и всеми остальными. Правда, тех, кто считает активных пользователей Сети маргиналами, приписывая им существенные отличия от от других людей, тоже немало - целых 22%. Интересно было бы узнать, какие именно отличия имелись в виду. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||