13.10.2006

Прощай, Калифорния! Вторая родина Шварценеггера теряет статус кинематографической Мекки



Еще не так давно ассоциативная связка "Калифорния - кинематограф" была почти такой же прочной, как "Москва - Красная площадь". И дело было не только в том, что девственную красоту одного из холмов штата портила вызывающая надпись "HOLLYWOOD". Просто значительная часть самых известных картин снималось на улицах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, ну, в крайнем случае, Санта-Барбары. В конце XX века ситуация начала драматически меняться, и теперь у Калифорнии есть все шансы потерять статус кинематографического рая на земле.

Hollywood


Согласно статистике Кинематографической комиссии Калифорнии, в 2003-2005 годах около 25 процентов полнометражны картин снималось на территории штата. В 2006 году этот показатель не превысит 11 процентов. В самом Лос-Анджелесе похожая ситуация. За тот же период количество снимаемых там фильмов и телевизионных проектов сократилось на 6 и 23 процента соответственно. Объяснение усилившейся миграции съемочных групп вполне банально: инвесторы не хотят платить внушительные пошлины и налоги, которыми облагает их родина Фабрики грез.

Куда более выгодные условия предлагают голливудским продюсерам те же Нью-Йорк и Мэриленд, или Канада, где натурные объекты мало чем отличаются от американских. Более того, голливудское производство начинает все активнее осваивать площадки, находящиеся совсем вне американского континента. Все больше картин снимается в Новой Зеландии, Австралии, странах Восточной Европы, среди которых держат пальму первенства Чехия и Словакия. Даже большой стратегический партнер США - Великобритания и та стремится урвать кусок этого калорийного пирога.

А пирог и в самом деле чрезвычайно питателен. По подсчетам все той же Кинематографической комиссии в округе Лос-Анджелес в этом бизнесе заняты 250 тысяч человек, а его ежегодный взнос в местную экономику превышает 30 миллиардов долларов. В середине 2006 года британский министр культуры Тесса Джоуэлл посещала Лос-Анджелес с целью представить очень выгодные схемы налогообложения, предлагаемые кинопроизводителям на ее родине.

Мэр Лос-Анджелеса Антонио Вилларэйгоса в одном из интервью признал, что кинопроизводство медленно, но верно покидает подконтрольные ему территории. "Мы не можем более предполагать, что создаваемые этим сектором экономики рабочие места останутся у нас только потому, что здесь Голливуд. Нам предстоит изрядно постараться, чтобы сохранить их", - сказал мэр. Аналогичной точки зрения придерживается и самый главный лоббист кинематографа, губернатор Шварценеггер.

Но законодатели в Сакраменто думают иначе. Дважды за прошедший год они отклоняли предложенные губернатором поправки, предполагающие снижение налогового бремени. Демократы, контролирующие законодательный совет штата, искренне полагают, что голливудские деятели и без того чрезмерно обеспеченные граждане, чтобы помогать им такими подачками.

Возможно, именно поэтому в последнее время Голливуд, всегда считавшийся незыблемой демократической цитаделью, начал постепенно поднимать на своих башнях республиканский флаг. Многие из его ключевых фигур, например Спилберг, потративший в свое время десятки тысяч долларов на поддержание демократических кампаний, открыто заявляют о смене своей политической ориентации и готовности поддержать на следующих губернаторских выборах республиканца Шварценеггера.

Своеобразным апогеем этой истории может стать пока еще не разрешенный конфликт создателей четвертого "Крепкого орешка" и владельцев международного аэропорта Лос-Анджелеса, который так же является одним из главных локомотивов местной экономики. Суть противостояния заключается в том, что кинематографисты добиваются получения разрешения на закрытие нескольких автотрасс, ведущих в аэропорт, для съемок эпизодов фильма, а авиационное начальство протестует, опасаясь потерять миллионы долларов в напряженный предрождественский период.

Окончательного решения по этому вопросу пока нет, но продюсеры картины не скрывают, что при всем желании снимать фильм в "городе ангелов", они готовы перенести весь свой реквизит с Брюсом Уиллисом в придачу в места более благоприятные и сильно отдаленные от американской кинематографической столицы.

Примечательно, что среди обычно патриотичных до непроизвольного слезовыделения американцев самым яростным приверженцем Калифорнии является все тот же австрияк Шварценеггер. Именно он в свое время потребовал в ультимативной форме, чтобы третья часть "Терминатора" снималась именно в Лос-Анджелесе, и боссы киностудий пошли на это, хотя и были вынуждены внести серьезные коррективы в бюджет блокбастера.

Другие звезды не столь большой величины предпочитают сниматься на родине по причинам куда более прозаичным. Так, обладательница Оскара-2006 Риз Уизерспун, подписавшая контракт об участи в триллере "Rendition", над которым трудится еще один оскароносец Гэвин Худ, отказалась следовать графику съемок, предполагающему работу в Канаде, Северной Африке и Вашингтоне. Мотив простой и совсем непатриотичный. Госпожа Уизерспун, просто не хочет надолго оставлять своего суженого одного в Лос-Анджелесе. Кинокомпания New Line согласилась пойти на уступки.

Таким образом, если в ближайшем будущем Калифорния не сумеет найти иных рычагов воздействия на киноиндустрию, кроме патриотических всхлипываний и скучающих дома вторых половин, надпись "HOLLYWOOD" приобретет исключительно археологическое значение для будущих поколений, а настоящее кино про большой мордобой и чистую любовь до гроба будут делать где-нибудь на родине кенгуру.

Андрей Воронцов

LENTA.RU