Российские банки полупрозрачны. Российские банки не торопятся становиться более прозрачными для инвесторов
Такой вывод сделан в исследовании международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P). Отечественные финансовые институты раскрывают в среднем 48% востребованной инвесторами информации. Аналогичный показатель их зарубежных коллег - 79%.
Агентство S&P рейтингует 30 крупнейших банков по уровню информационной прозрачности второй год подряд. Средний показатель раскрытия информации кредитными организациями, представленный в исследовании "Информационная прозрачность российских банков в 2006 году", составил 48% от общего объема информации, востребованного международными инвесторами.
В2005 году этот показатель составлял всего 36%. Однако если бы не изменения в методике оценки, годовой прирост равнялся бы лишь 3%.
В ходе исследования аналитики сравнивали степень раскрытия 127 показателей, объединенных в три группы: структура собственности, финансовая информация и работа менеджмента. В тройке лидеров рейтинга российских банков- МДМ-банк, БИНбанк и Альфа-банк, у которых уровень раскрытия информации превысил 65%. Высокий прирост абсолютных показателей продемонстрировали также Газпромбанк, банк "Русский стандарт", Росбанк и Промсвязьбанк. Улучшения в практике раскрытия информации этих банков связаны в первую очередь с необходимостью привлекать капитал на международных рынках, считает директор службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова.
К группе "отстающих" S&P отнес "Уралсиб", Банк Москвы, Сургутнефтегазбанк, "Глобэкс", Собинбанк, "Зенит", НОМОС-банк, "Санкт-Петербург" и Межпромбанк. Неудовлетворительным в целом по тридцатке крупнейших банков аналитики S&P считают раскрытие информации о вознаграждении директоров, менеджмента и аудиторов, а также о составе и процедурах советов директоров.
Замыкает тридцатку Межпромбанк, на суммарных показателях которого сказался самый низкий балл, поставленный S&P за раскрытие структуры собственности (3 балла против 82 у Альфа-банка). В самом Межпромбанке с такой оценкой не согласились. "В рейтинге не учтены последние изменения. При выпуске еврооблигаций нами былаполностью раскрыта структура собственности. Мы стремимся повышать свою прозрачность перед инвесторами",- заявили в пресс-службе банка.
Еще одна организация, показавшая ухудшение относительных показателей,- Внешторгбанк. В прошлом году он делил первое место в рейтинге S&P с банком "Возрождение", а в этом оказался только шестым. "В этом году ряд частных банков по показателям раскрытия информации обогнали ВТБ,- признал один из топ-менеджеров ВТБ.- Тем не менее в абсолютных величинах ВТБ показал рост по всем составляющим рейтинга". Задача по повышению информационной открытости у банка есть, и выводы S&P будут учтены, сказал он.
Кроме перечисленных в группе "отстающих", к аутсайдерам S&P отнесло еще около 1 тыс. банков. "Мы предполагаем, что менее крупные банки, не вошедшие в исследование, имеют в среднем более низкий уровень прозрачности",- говорится в исследовании агентства.
Категорическое несогласие с такой оценкой выразил вице-президент ассоциации региональных банков "Россия" Александр Хандруев. Оценка российских банков S&P тенденциозна, заявил он. Именно небольшие, региональные банки более прозрачны, чем крупные. По мнению Хандруева, это связано с тем, что региональные банки отчитываются перед местными властями, которые держат их "под колпаком".
Для сравнения аналитики S&P приводят данные прозрачности по десяти крупнейшим иностранным банкам. У них средний уровень раскрытия информации составляет 79% по шкале агентства. Как пояснил аналитик S&P Ринат Кирдань, акции крупнейших иностранных банков торгуются на открытом рынке, и банки обязаны соответствовать высоким требованиям бирж и регулирующих органов по раскрытию информации. Кирдань полагает, что уровни западных и российских банков будут более или менее сопоставимы как минимум лет через пять. Этому должны способствовать планы ряда банков по выходу на IPO, что приведет, по мнению вице-президента БИН-банка Ирины Комаровой, к резкому росту информационной прозрачности. Она считает, что сейчас открытость банка становится одним из его конкурентных преимуществ, а закрытость приносит все меньше пользы.
ЕЛЕНА ЗУБОВА
Деловая газета "Бизнес"