21.09.2006

Лот тронулся. Москву включили в предпродажный маршрут Пикассо



Пикассо Аукционный дом Christie`s объявил, что в октябре привезет в Москву полотно "голубого" периода Пикассо "Портрет Анхеля Фернандеса де Сото", которое потом будет продано на аукционе в Нью-Йорке,– оно оценивается в $40-60 млн. Это новый этап в отношениях интернациональных аукционных домов и русских покупателей – Christie`s серьезно полагает, что наши коллекционеры готовы покупать модернизм. Рассказывает ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

Интернациональные аукционные дома, такие как Christie`s и Sotheby`s, перед крупными торгами всегда возят самые главные и дорогие предметы по тем странам, где ожидают найти покупателей. Потенциальные клиенты могут на них посмотреть, пощупать и поговорить с экспертами аукционного дома, чтобы потом, например по телефону, попробовать их купить. Обычно предаукционный тур устраивают для произведений ценой в несколько миллионов – иначе возить картину по маршруту Нью-Йорк–Лондон–Париж–Гонконг–Нью-Йорк невыгодно. Решение Christie`s привезти в Россию картину Пикассо (она будет показана избранной публике 19 и 20 октября) выглядит смелым шагом. Хотя не исключено, что именно этот выстрел попадет в цель.

Портрет явно заслуживает запрашиваемых за него $40-60 млн. Надо принять во внимание вообще крайне высокие цены на произведения Пабло Пикассо в последнее время: $100 млн – за картину "Мальчик с трубкой" на Sotheby`s в 2004 году, $95 млн – за "Дору Маар с кошкой" на Sotheby`s весной 2006 года. В покупателе последней картины даже заподозрили русского – не исключено, что это и подтолкнуло Christie`s включить в маршрут предаукционной выставки Москву.

Кроме того, Пикассо чуть ли не единственный представитель западного модернизма, которого признавали в СССР (за его членство в компартии). Благодаря чему наша публика неплохо знакома с его творчеством. В России прекрасная коллекция "голубых" Пикассо в Эрмитаже и ГМИИ имени Пушкина, их покупали в свое время Сергей Щукин и Иван Морозов. Особенно любил раннего Пикассо Щукин, которому нравилась "тоскливая синева" его работ. Москва в такой тур включалась только однажды: тот же Christie`s привозил в 2002 году "Зимнее яйцо" Фаберже. Расчет был прост: пасхальное яйцо, император Николай II, Фаберже – позиции вроде бы опорные для русского менталитета (на западный взгляд). Но на самом деле до знаменитой покупки Виктором Вексельбергом сразу девяти императорских пасхальных яиц в 2004 году ни в одной частной русской коллекции ничего подобного по цене и качеству не было. Яйцо потом успешно продали в Нью-Йорке (за $9,6 млн), но покупатель не был русским.

То, что привезут к нам "на показ",– это "Портрет Анхеля Фернандеса де Сото", друга Пабло Пикассо, написанный в 1903 году. Анхель де Сото был своим в компании барселонской богемы, и они с Пикассо даже снимали одну студию на двоих. Недолго, правда – де Сото все время водил женщин, и хотя Пикассо тоже отличался горячим темпераментом, они в конце концов стали мешать ему работать (в Музее Пикассо в Барселоне хранятся рисунки-карикатуры, на которых Анхель изображен в объятиях проституток). Пикассо писал Анхеля де Сото не однажды – известны несколько его портретов. Тот, который будет показан в Москве, самый гротескный из них, де Сото на нем криво усмехается перед бокалом с абсентом. Тоже, кстати, интересный и частый в живописи начала ХХ века мотив – любители и любительницы абсента есть у каждого импрессиониста. "После первого бокала видишь вещи такими, какими бы хотелось их видеть,– писал об абсенте Оскар Уайльд.– После второго – такими, какими они не являются. Наконец, видишь их такими, какие они есть на самом деле, и это самое страшное".

11 лет назад "Портрет Анхеля Фернандеса де Сото" уже продавали с аукциона – тогда (май 1995 года) его купил знаменитый композитор Эндрю Ллойд Уэббер за $29,1 млн. Купил для своего фонда, который поддерживает молодой британский музыкальный театр. У самого автора мюзикла "Иисус Христос – суперзвезда" и "Кошки" довольно консервативный художественный вкус – он собирает английское искусство викторианской эпохи. Картина Пикассо, видимо, была приобретена как вложение денег, и теперь Фонд Уэббера ее продает (вот удачный пример для подсчитывания процентов, которые могут принести такие "нефинансовые активы"). Может быть, сам Эндрю Ллойд Уэббер даже приедет поддержать рекламный визит картины в Россию. Интересно, кто же купит (если купит) картину 8 ноября в Нью-Йорке, будет ли это русский коллекционер или нет. Время покажет – если Christie`s продолжит привозить в Москву шедевры мирового искусства, это будет косвенно означать, что дело того стоит.

КоммерсантЪ