21.09.2006

Беби-бум подвел ритейлеров. Столичный дистрибутор парфюмерии "Парфюм палас" решил диверсифицировать бизнес неординарным способом



Параллельно с оптовыми продажами парфюмерии и косметики компания решила заняться розничной торговлей детскими товарами, для этого она купила франшизу испанской сети детских магазинов Imaginarium. Однако эксперты считают, что бебибум в Москве, в расчете на который стартует Imaginarium и большинство "детских" проектов 2002-2005 годов, уже прошел и не повторится. В регионах же мелкоформатные операторы неконкурентоспособны. Здесь будут доминировать "бюджетные" форматы - гипермаркеты и cash &carry, ориентированные на дешевый китайский товар.
Ближе к детям Директор по дистрибуции и маркетингу "Парфюм паласа" Валентина Петрова подтвердила "Бизнесу" информацию о "детском" проекте. По ее словам, сейчас компания ищет помещения под первый Imaginarium.
От других комментариев менеджер "Парфюм паласа" отказалась. По мнению аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, парфюмеры получили франшизу испанской сети бесплатно: "Речь, скорее всего, идет о 3-5% от оборота сети в России, так как "Парфюм палас", продвигая Imaginarium в России, берет на себя большие риски и большие инвестиции". По его оценкам, вложения в один детский магазин площадью до 100 кв. м (площадь среднего магазина Imaginarium в Европе составляет 60-100 кв. м.- "Бизнес") могут составлять $50-70 тыс.
Анна Дычева-Смирнова, вице-президент ЭМГ "Старая крепость" (занимается исследованиями парфюмерно-косметического рынка), считает план диверсификации бизнеса "Парфюм паласа" закономерным: "Imaginarium - очень интересный проект. Ниша необычных игрушек, развивающих творческий потенциал детей, даже в Москве слабо развита". "Это закономерно,- добавляет представитель оптовой парфюмерной компании.- На своем рынке "Парфюм палас" не входит даже в число крупнейших десяти оптовиков, тогда как с известным в Европе брэндом компания могла бы занять значительную нишу на рынке игрушек".
Заразительный пример
Впрочем, "Парфюм палас" не одинок в своем желании торговать товарами для детей.
В 2002-2003 годах в Москве заговорили о беби-буме. Это спровоцировало интерес к "детскому" ритейлу. В течение двух-трех лет карта "детского'BB ритейла Европейской части России была кардинально перекроена: традиционные небольшие магазины были "подвинуты" новыми крупными операторами. Так, главный "детский" ритейлер "Детский мир" начал продвижение в регионы и год назад объявил о планах строительства примерно 20 торгово-развлекательных комплексов под вывеской ДМ, в которых главным якорем был бы супермаркет "Детский мир". На той же волне на рынок потянулись непрофильные инвесторы. В частности, в 2004 году была создана инвесткомпания "Базис", учредителями которой на рынке считают владельцев сети электроники "Эльдорадо" братьев Яковлевых, основными проектами которой стали сеть "детских" гипермаркетов "Банана-мама" (площадью от 5 тыс.
кв. м) и супермаркетов "Банана-беби". В ряде регионов крупные "детские" проекты затеяли местные девелоперские компании. Однако самым привлекательным рынком для "детских" сетей оставалась Москва. "В столице в 2004-2006 годах расходы на одного ребенка выросли на 30%",- констатирует член совета директоров "Детского мира" Сергей Кушаков.
Регионам - попроще
Однако эксперты уверяют, что беби-бум в столице, на который так рассчитывали "детские" ритейлеры, уже полностью исчерпал себя. "Определение "беби-бум" ошибочно,- считает заведующий лабораторией Центра демографии и экологии человека РАН Сергей Захаров.- В первой половине 2000-х люди рожали "отложенных" детей. Но больше "российского стандарта"- два ребенка на семью - рожать у нас не будут. Значит, показатель по столице в обозримом будущем не будет отличаться от сегодняшних 1,35 ребенка на одну женщину". Эксперты прогнозируют повышение рождаемости, однако коснется оно, по мнению Захарова, в основном бедных регионов. "Целевые программы повышения рождаемости Москву не коснутся,- говорит Захаров.- Повышение пособий, обещанное правительством, может спровоцировать повышение рождаемости там, где эти 3 тыс. руб. являются значительной суммой: на Северном Кавказе, в наиболее бедных регионах и т. д.". С ним соглашается заведующий сектором Института экономики переходного периода Ольга Изряднова: "Закономерности "чем больше доходы, тем ниже рождаемость" никто не отменял.
Поэтому в Москве будут рожать значительно меньше, чем в регионах".
Между тем такой прогноз ставит под вопрос развитие большинства небольших операторов, ориентированных на ассортимент среднего и высокого ценовых диапазонов. По мнению Сергея Куприна, члена совета директоров ГК Grand Toys (Самара), в регионах востребованы крупные форматы с дешевым ассортиментом. "Нишу детских товаров в регионах будут закрывать большие магазины - гипермаркеты и cash & carry. Они могут по ценам конкурировать с рынками. А цена в регионах - фактор номер один по-прежнему.
Собственно, регионы сейчас переживают бум "детского" ритейла. Но вряд ли этот рынок подходит московским дорогим сетям, так как регионы покупают исключительно копеечный китайский товар".
"Тем операторам, которые в расчете на беби-бум планировали развивать универсальные магазины, придется отказаться от своих планов,- соглашается с ним менеджер исследовательской компании Step by Step Ольга Бросалова.- Их дорога - открывать узкоспециализированные магазины в нишах, где слаба конкуренция и где они не будут сталкиваться с крупными сетями".

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Деловая газета "Бизнес"