24.08.2006

Будет ли YouTube продан за 1 миллиард долларов?



Полтора года назад, в одном из гаражей Силиконовой Долины, Чэд Харли (Chad Hurley) вместе со своим партнером Стивом Ченом (Steve Chen) воплотили в жизнь простую идею сайта для обмена видеофайлами, который они назвали YouTube. Сегодня частная компания YouTube Inc., неофициально оценивается экспертами от 600 миллионов до 1 миллиарда долларов. Возможно ли, что в ближайшее время социальная сеть YouTube будет приобретена какой-либо крупной медиа-корпорацией? И что произойдет в дальнейшем с этим лакомым для рекламной индустрии куском?

Когда заходит речь о рекламе в Интернете, любые, даже самые посещаемые новостные сайты, меркнут по сравнению с посещаемостью сайтов, подобным YouTube, MySpace или Flickr. Поэтому развитые социальные сети представляют собой огромные пустоты, в которые в ближайшем будущем хлынут потоки рекламы.

YouTube - не единственный интернет-актив, который привлекает внимание медиакорпораций. Летом прошлого года News Corp. приобрела за $580 млн. социальную сеть MySpace, увеличив свои рекламные прибыли, что незамедлительно сказалось на росте ее акций, тогда как акции ее конкурентов (Viacom и Time Warner) начали падать. Viacom исправил свое положение, когда в начале этого августа MTV Networks купила за $200 млн. сразу четыре проекта у компании Atom Entertainment.

Из всех самых успешных социальных сетей, YouTube обладает самым большим коммерческим потенциалом, поскольку он выбрал, как оказалось, очень востребованный формат "небольшой развлекательной перемены". Кроме того, именно YouTube создал наиболее удобные и полезные функции, как например, возможность размещать видео с YouTube на других сайтах. Целью YouTube является "развитие платформы следующего поколения для доставки цифрового контента по всему миру".

По заявлениям 29-летнего Чада Харли, сделанным в ходе последних медиа-конференций, YouTube ежедневно посещают 18-20 миллионов пользователей, которые просматривают до 100 миллионов видеороликов. Если брать в расчет, что одно видео весит 2 мегабайта, нетрудно подсчитать - ежедневный трафик Youtube составляет 200 терабайт. Для сравнения, вся Библиотека Конгресса США умещается в пределах 20-ти терабайт.

Ежемесячно на оплату исходящего трафика YouTube тратит около 1 миллиона долларов. Сервис остается бесплатным для пользователей и не приносит своим создателям ничего, кроме убытков. Однако, было бы ошибочным назвать убыточным проект, который, возможно, в ближайшее время будет продан за рекордную сумму.

Чего хотят Чэд Харли и Стив Чен и устоят ли они перед соблазном отдать свой проект в чужие руки? И не получится ли так, что они устроят настоящую драку среди тех, кто вознамерится заполучить новую икону цифровой эпохи?

"Мы планируем продавать спонсорские пакеты и прямые рекламные объявления. Но дело в том, что мы создаем сообщество, и мы совсем не хотим бомбить потребителей рекламой" - заявил ЧЭд Харли в майском итервью журналу Fortune.

"Если бы мы хотели, мы могли бы моментально сделать так, что YouTube приносил бы нам по 10 миллионов долларов в месяц. Просто стали бы размещать пре-роллы (рекламные заставки перед видеоконтентом - прим. авт.) Мы хотим быть уверены в том, что какую коммерческую модель мы бы ни выбрали, она будет принята пользователями." - добавил к словам Чэда Стив Чен в этом же интервью.

Тем временем, YouTube начинает экспериментировать с разными моделями восполнения финансовых затрат и превращению сайта в полноценный бизнес. На днях Youtube заключил соглашение с Пэрис Хилтон о продвижении ее канала на сайте. Канал Хилтон на YouTube, спонсируемый телекомпанией Fox Broadcasting, помимо различного видеоконтента, посвященного диве, будет показывать рекламные споты надвигающегося сериала Prison Break.

На момент написания статьи канал Хилтон получил 175,000 просмотров, 1,755 человек подписались на регулярную рассылку (для сравнения, вчерашние цифры - 20,000 и 450 соответственно). В числе других бренд-каналов YouTube числится канал для пенсионеров Geriatric. С самым высоким показателем просмотров (682,977) и подписчиков (22,580), канал Geriatric стал настоящей звездой сайта YouTube - кто бы мог подумать, что пенсионеры забьют свою поляну на сайте, задумывавшимся как сервис для молодежи и тинейджеров.

Рекламный потенциал YouTube и подобных высокопосещаемых сервисов нельзя переоценить. Вряд ли можно сомневаться в искренности основателей YouTube, когда они заявляют о том, что стоят на стороне потребителей. Создатели всех стартапов, начиная с Microsoft, eBay и Google и заканчивая YouTube, превратившихся в новых медиа-гигантов, вдохновлялись идеей принести новый, лучший, более полезный, более нужный людям продукт. И такие стремления, зачастую неожиданно для самих создателей, вознаграждались, коммерческим мега-успехом.

Однако, соблазн денег велик. Получится ли у Чэда Харли совмещать надматериальные идеалы с соображениями материального характера? И не является ли вся эта шумиха вокруг YouTube неким "разогревом" перед торгами? Кажется, для основателей YouTube сейчас важно отработать коммерческие механизмы сервиса Youtube. Скорее всего, когда Youtube удастся найти оптимальную схему работы, удовлетворяющую интересам владельцев, рекламодатей, и аудитории сайта, тогда мы и услышим официальные оценки его реальной стоимости.

С другой стороны, возможные покупатели сервиса, среди которых, по мнению экспертов, Adobe, Apple, Time Warner, Sony, Google, Yahoo, News Corp. пока еще не горят желанием во что бы то ни стало приобрести YouTube, или, по-крайней мере, не выказывают такого желания. Покупка стоимостью 1 миллиард долларов может обернуться провалом в двух случаях: при игнорировании негативного отношения пользователей к рекламе и при появлении какой-либо новой технологии трансляции видео и вслед за ней - очередного аналога YouTube с последующим перетеканием аудитории.

Не стоит забывать и о самой аудитории. Как она отнесется к появлению рекламы на столь любимом сайте? Будет ли она терпеть рекламные пре-роллы или откроет для себя Vimeo.com, сайт, как сказано на его стартовой странице, "для людей, которые любят хорошее видео и других людей" и мы узнаем, как другая парочка энтузиастов создавала очередную американскую цифровую мечту, ютясь в каком-то гараже?

Ярослав Костров, Sostav.ru


Чэд Харли и Стив Чен
Ярослав Костров, Sostav.ru