24.08.2006

Дави на газ. Аукционы Christie’s в Монте-Карло и в Калифорнии посвящены гонкам и коллекционным автомобилям



Машины становятся новым действующим лицом мифологии большого города, ее сакральными символами. Тыква, ранее превращаемая в карету с тройкой вороных, в ХХ веке становится Lamborghini Diablo или Bugatti, в которой владелец несется по всем кругам ада со скоростью света.

Гоночная модель нашего общества, построенная на бесконечном честолюбивом соревновании, включает в себя и этот атрибут dolce vita. Профессия гонщика становится престижной как с финансовой, так и с социальной точки зрения – а владелец Bentley или Porshe встает на одну ступеньку с кинозвездой.

Прожигатели жизни, от «Трех товарищей» до «Мужчины и женщины», должны быть непременно и прожигателями бензина. Noblesse oblige, так сказать, – а как иначе успеть за временем?

Потому аукционы Christie’s в самом культовом городе мира – Монте-Карло – посвящены гонкам и коллекционным автомобилям. И никого этим не удивишь – с молотка идет идеология современной жизни и самые яркие ее артефакты.

Im Memoriam

Jaguar E-type Series III V12 купе выпуска 1972 года (эстимейт – 18-25 тыс. фунтов)
Jaguar E-type Series III V12 купе выпуска 1972 года (эстимейт – 18-25 тыс. фунтов)
Месяц назад на аукционе Christie’s была распродана «Формула-1». Верней, коллекция официального фотографа и фаната гонок Джона Рива – не более чем мгновения, выдернутые из четырех десятилетий человеческой жизни, растраченной на гонки и заезды.

Не менее чем фотографии, автографы, программки, письма, книги, постеры – взошедшие и закатившиеся звезды, смерти и победы, Ален Прост и Айртон Сенна. Опять-таки, мифология целого мира – те, кто смотрел мультфильм «Тачки», недавно вышедший на экраны, поймут: будничные шум и ярость гонщика первого класса, стенография разбитых сердец и корпусов.

В современном мире «Формула-1» стала формулой целого мировоззрения. Образа жизни класса А. От классификаций и формулировок никуда не деться.

Как всегда, «шерше» французов и журналистов. Вряд ли сейчас можно точно сказать, когда именно зародился автомобильный спорт, однако его официальный день рождения – 22 июня 1894 года.

Именно в этот день по инициативе главного редактора парижской газеты La Petite Journal Пьера Жиффара на трассе между Парижем и Руаном разыгрались первые гонки. Задуманные как пробег, который должен был продемонстрировать возможности нового вида транспорта во всей красе, они прошли всерьез, ознаменовав торжество нового мировоззрения – бесконечного соревнования.

Из стартовавшего 21 автомобиля до Руана добрались лишь 17 – «но жизнь дуэль, чего же мы хотели…» Наибольшую скорость прохождения, кстати, показал маркиз Альбер Де Дион на автомобиле De Dion-Bouton-Trepardoux – первый в истории гонщик, превративший скорость (22 км/ч) в деньги.

Впрочем, приз «за самый простой и надежный автомобиль» все равно достался не ему. Первое место разделили две машины: Peugeot и Panhard-Levassor. Но начало было положено – иногда в историю входят проигравшие.

Один из основных лотов «историко-архивной» части аукциона – архив фотографий самого Рива (эстимейт 4-6 тыс. фунтов), книга автографов в кожаном переплете (800- 1200 фунтов), подписанные автографы Айртона Сенны и других. «Моторно-двигательная» часть – BMW 3.0 CSI «Batmobile» выпуска 1973 года (эстимейт 55-75 тысяч), Jaguar E-type Series III V12 купе выпуска 1972 года (эстимейт – 18-25 тыс. фунтов) и Rolls-Royce Phantom II с континентальным спортивным салоном выпуска 1931 года (эстимейт 40-50 тыс. фунтов).

«Кому нужны эти развалины?» - по-женски тяну я.

Но мужчины ценят молодость только в спутницах жизни; у машины, как у дорогого вина, год выпуска – клеймо качества.

Легенды длинной трассы

В воде у него открывается второе дыхание и два трехлопастных пропеллера, позволяющие ему двигаться и по водной плоскости
В воде у него открывается второе дыхание и два трехлопастных пропеллера, позволяющие ему двигаться и по водной плоскости
О машинах – подробнее. На аукционе 17 августа, который аукционный дом Christie’s провел в Калифорнии, в Monterey Jet Center, с молотка уйдут 50 машин общей стоимостью более 10 миллионов долларов.

Каждая из этих машин – легенда. Четырехместный кабриолет Amphicar 1967 года выпуска – творение Ханса Трипелля, известного немецкого инженера и конструктора.

В конце концов, чем пиратская «Черная жемчужина» лучше какого-нибудь «Черного болида»? Кстати, именно Amphicar Триппеля - прямой потомок военных германских монстров времен Второй мировой, коих тысячами выпускали на заводе Bugatti в Молсхайме.

На дороге такой ведет себя как обычный кабриолет, развивающий скорость до 70 миль в час, однако в воде у него открывается второе дыхание и два трехлопастных пропеллера, позволяющие ему двигаться и по водной плоскости. Изумительная машина для похищения красоток или всяких шпионских боевиков – кстати, в 1962 году Amphicar пересек-таки Ла-Манш.

Другая машина-миф – Lamborghini Miura SV 1972 года выпуска (эстимейт 375-425 тысяч). Красный корпус, салон из голубой кожи. Хоть сейчас в мультфильм! Названная в честь известной фирмы по выращиванию бойцовой породы быков (кровавые участники севильской корриды), Miura впервые появилась в 1966 году на женевской выставке и с тех пор долгое время носила титул «супермашины».

Ее подвиги не перечислить – лишила сна конструкторов Ferrari (Maranello нервно курит в углу) и похитила сердце самого Ферруччо Ламборджини.

«Когда меня просят описать идеальную спортивную машину, я всегда отвечаю одним словом: Miura… В самом начале мы собирались выпустить только пятьдесят машин. Сейчас я знаю десятки фанатов, которые полцарства бы отдали за гоночную версию… это первая машина, воплощающая самые безумные мечты», - говорил он еще в 1984 году.

Ну что ж… Список согласных с ним не меньше, чем список ахейских кораблей: Род Стюарт, Фрэнк Синатра, иранский шах, аравийский шейх…

Однако самый дорогой лот все же за Mercedes-Benz 26/120/180 TYP S Torpedo Roaster 1928 года выпуска, оцененный в 3-4 миллиона долларов. Ну, никто и не сомневался, что «мерс» впереди планеты всей.

Впрочем, история его трагична для машины: он был заказан некой миссис Чарльз Левин без ведома мужа; муж тем временем разорился и платить отказался. Оказавшаяся никому не нужной, машина много лет стояла в шоу-руме Mercedes-Benz в Нью-Йорке, пока другой муж, на этот раз некоей миссис Бедфорд, не выкупил его «на удачу».

Его «собратья» тем временем завоевывали победы на гоночных трассах (эта модель поставила 17 рекордов и выигрывала 53 соревнования).

Восемь Porsche для девяти негритят

Carrera GT Speedster выпуска 1959 года (эстимейт 250-300 тыс. долларов) – последний заводской образчик классического Speedster
Carrera GT Speedster выпуска 1959 года (эстимейт 250-300 тыс. долларов) – последний заводской образчик классического Speedster
Особое внимание на этом аукционе привлекла линейка Porsche, выстроившая в ряд самых ярких своих представителей.

Самой старой из коллекции Porsche на аукционе, безусловно, является Porsche 356

Carrera GT Speedster выпуска 1959 года (эстимейт 250-300 тыс. долларов) – последний заводской образчик классического Speedster. Кстати, впервые Speedster засветились в 1954 году, когда в неравной борьбе Гельмут Поленски и Герберт Линге вырвали победу у Оливера Гендебина на трассе Льеж – Рим – Льеж. Затем - Porsche 356 GTL Carrera Abarth выпуска 1960 года (эстимейт 600-800 тыс.), одержавшая в свое время немало гоночных побед.

Porsche 904 Carrera GTS 1964 года (эстимейт 450-550 тыс.), в достаточной степени отличающийся от последующих моделей Carrera, в свое время служил визитной карточкой компании. Построенная специально для гонок, Porsche 911R 1967 года (эстимейт 475-575 тыс.) считается вершиной эволюции серии 911. Всего было выпушено 22 машины; эта же была похищена после Tour de France в 1970 году и пропала аж до 1991 года.


Специально для восточно-африканского сафари была построена и Porsche 911 S/T Rally выпуска 1971 года (эстимейт 350-450 тыс.). Кстати, она и сейчас еще может задать жару соперникам на каких-нибудь ретрогонках!

Достойна упоминания и Carrera 2.7 RS – еще одна вершина качества и стиля серии 911 (эстимейт 300-400 тыс.). Демонстрационный образец выпуска 1972 года визуально явственно отличается от серийного, благодаря отсутствующему заднему спойлеру и кокетливой «в елочку» обивке сидений.

А на десерт – две более новые модели: Porsche 911 Carrera Cup выпуска 1992 года (эстимейт 70-90 тыс.) – таких машин было выпущено всего 45 экземпляров, и все стали гоночными, – и Porsche 911 Turbo S (эстимейт 90-120 тыс.) выпуска 1997 года.

Ксения Щербино

Взгляд