24.08.2006

Рекламная кляуза. Вступили в силу новые правила борьбы с нечестным рекламодателем



Наказывать нарушителей Закона "О рекламе" теперь станет проще благодаря новым правилам возбуждения и рассмотрения дел Федеральной антимонопольной службой (ФАС) против нечестных рекламодателей.

Постановление Правительства РФ Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (Открывается в новом окне)

Напомним, что новая редакция закона о рекламе вступила в силу 1 июля 2006 года. С тех пор строго-настрого запрещается использовать в рекламе образ медиков, употреблять фразы типа "подтверждено исследованиями" без ссылок на конкретные документы, рекламировать строительство жилья, на постройку которого фирма еще не получила разрешения. А еще запрещено демонстрировать так называемые "зонтичные бренды", когда под невинной пропагандой минеральной воды, журнала или маринованных овощей скрывается запрещенная реклама одноименных алкогольных напитков.

Новое законодательство должно было полностью защитить от недобросовестных рекламодателей, старающихся всеми правдами и неправдами "спихнуть" свой товар наивным потребителям. Однако спустя полтора месяца после появления закона ситуация, по крайней мере на взгляд телезрителя и читателя газет, изменилась мало: по телевизору до сих пор можно увидеть ролик с участием врача и рекламу пива с использованием молодежного сленга. Однако теперь у ФАС появился реальный инструмент борьбы с нечестными игроками рекламного рынка - это новые правила возбуждения и рассмотрения дел против нарушителей, без которых рекламный закон фактически не мог действовать.

- Новые правила не что иное, как процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения дел против нарушителей рекламного закона, - заявила "РГ" Татьяна Никитина, зам. начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства. - Утверждение подобных норм прописывается в каждом федеральном законе, в том числе и в Законе "О рекламе".

Новый документ, который фактически регулирует действие закона, содержит много интересных моментов. Так, например, увидев по телевизору или услышав по радио рекламу с нарушением законодательства, любой житель нашей страны может проявить гражданскую сознательность - написать жалобу в ФАС и добиться возбуждения административного дела.

- Такая возможность у россиян была и раньше, - объяснила Никитина. - Она была прописана в старых правилах возбуждения и рассмотрения дел, однако о ней мало кто знал.

Как же правильно пожаловаться, что, к примеру, рекламный ролик звучит намного громче текста телепередачи? В ФАС пояснили, что анонимную жалобу инспекторы рассматривать не будут. В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны паспортные данные заявителя, время и место появления незаконной рекламы и главное - описаны конкретные нарушения законодательства о рекламе. Поэтому для начала сотрудники антимонопольной службы советуют жалобщикам хорошенько изучить рекламное законодательство, чтобы не получилось, как с рекламой зубной пасты, - увидев по телевизору после 1 июля стоматолога в белом халате, люди возмутились и начали обрывать телефоны ведомства.

- На самом деле, согласно законодательству, образ врачей нельзя использовать в рекламе лекарств, - пояснила Татьяна Никитина, - однако это никак не относится к рекламе гигиенических средств и медицинских услуг. Многие об этом не знают, так как плохо читают закон.

Кроме того, согласно новым правилам, специалисты ФАС больше не смогут самостоятельно заставлять нарушителей закона публиковать так называемую контррекламу (опровержение), для этого потребуется решение суда. "Я согласна, что подобные решения должны принимать не заинтересованные органы, а именно суд, - говорит Никитина. - Но это точно не потому, что нам не доверяют или боятся злоупотреблений".

Также у антимонопольной службы появились новые полномочия. А именно - на предмет соответствия или несоответствия Закону "О рекламе" будут рассматриваться нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Инспекторы должны будут следить, чтобы региональные рекламные законы никак не противоречили федеральному.

Федеральная антимонопольная служба в течение месяца должна разработать и утвердить формы процессуальных документов, предусмотренных новыми правилами.

Елена Домчева

Российская газета