Телефоны Nokia задвинут на дальнюю полку в салонах "Евросети"Крупнейший в СНГ ритейлер сотовых телефонов компания "Евросеть" пошла на открытый конфликт с крупнейшим в мире производителем мобильных устройств – финской Nokia. Руководство "Евросети" распорядилось снизить продажи телефонов Nokia в своих салонах до минимума, одновременно приказав своим сотрудникам пользоваться трубками других производителей. По мнению аналитиков, ссора с "Евросетью" может стоить Nokia лидерства на российском рынке сотовых телефонов. О конфликте "Евросети" и Nokia стало известно из письма председателя совета директоров "Евросети" Евгения Чичваркина сотрудникам компании. Письмо было разослано на этой неделе под грифом "Для внутреннего пользования". "Мы провели 5,5 лет в общении с Nokia и сейчас опять находимся в тупике,– пишет господин Чичваркин.– Модные модели нам не грузят, а бизнес с Vertu (люксовый брэнд Nokia.– Ъ) хотят отдать друзьям своих сотрудников. Также мы не являемся дистрибуторами Nokia в странах СНГ. Поэтому с 23 августа з/п (бонус сотруднику 'Евросети' за продажу телефона.– Ъ) за телефоны Nokia будет равна 0 по всем странам СНГ. Телефоны Nokia должны стоять без описаний на дальней полке, продаваться только в том случае, если покупатель настаивает... Использование телефонов Nokia в личных целях на территории компании запрещено с 1 октября". "Не стану комментировать письмо, однако могу подтвердить, что в нашей сети имеет место демотивация персонала по продажам телефонов Nokia,– сказал Ъ президент 'Евросети' Эльдар Разроев.– Мотивация по другим брэндам повышена, чтобы сотрудники не потеряли в деньгах". В московском офисе Nokia Ъ заявили, что знают об акции "Евросети", но ограничились общим комментарием. "'Евросеть' – ценный партер и важный игрок на рынке, и мы всегда делали все возможное, чтобы вести бизнес c ними как можно лучше",– сообщил генеральный директор Nokia Customer and Market Operations в СНГ Алессандро Фиорентино. 6 апреля 2005 года "Евросеть" и Nokia подписали дистрибуторское соглашение. С этого момента доля финского производителя сотовых телефонов на российском рынке неуклонно росла. Так, по данным Mobile Research Group (MRG), во втором квартале 2005 года доля Nokia в общем выражении составляла 19,7%, в третьем – 23,4%, а в четвертом – 24,5%. По прогнозу MRG, в третьем квартале этого года доля Nokia в России достигнет 26% (у лидера – Samsung доля российского рынка – 26,3%). Однако удержать эти позиции Nokia будет трудно из-за конфликта с "Евросетью", которая контролирует сегодня 35% российской сотовой розницы. По неофициальной информации, в 2006 году Nokia рассчитывает продать в России около 8 млн трубок, из которых примерно 1,2 млн – через "Евросеть". Если ритейлер резко сократит продажи Nokia в четвертом квартале, то финский производитель "недопродаст" до 300 тыс. телефонов на сумму около $50 млн. Это уже не первый выпад "Евросети" в отношении крупного производителя мобильных телефонов; год назад аналогичным образом ритейлер конфликтовал с южнокорейской Samsung. В августе 2005 года в интернете появились копии письма Евгения Чичваркина работникам компании. В письме говорилось, что сотрудники "Евросети" больше не получают бонусы от продаж телефонов производства Samsung, которые предлагалось убрать "на дальнюю полку и всеми силами пытаться продать другие телефоны". К сегодняшнему дню конфликт с Samsung в целом улажен, и в салонах "Евросети" вновь рекомендуют покупать телефоны южнокорейского производителя. По мнению участников рынка, периодическое обострение отношений с кем-то из лидеров продаж – часть стратегии "Евросети". "Контролируя около 35% российского розничного рынка, 'Евросеть' может позволить себе достаточно острую игру и работать на конфликте,– отмечает Эльдар Муртазин из MRG.– Компания сталкивает лбами Nokia и Samsung, выбивая то у одного, то у другого производителя максимально выгодные для себя условия торговли". Речь, по словам господина Муртазина, идет не только о масштабных скидках, но и о маркетинговых бюджетах, которые производитель нередко делит с продавцом. Аналитики полагают, что серьезного влияния на бизнес Nokia конфликт с "Евросетью" не окажет, мировые продажи Nokia в прошлом году достигли €34,2 млрд. "Маркетинговые бюджеты у Nokia в два раза выше, чем у любого из производителей сотовых телефонов в мире, а лояльность брэнду крайне высока, так что посетители магазинов будут просить продавцов доставать Nokia с дальней полки,– комментирует Нил Мостон из Strategy Analytics.– Однако договориться сторонам придется. 'Евросеть' – лидер рынка России, где Nokia продает 3-4% всех своих телефонов". ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ КоммерсантЪ |