Российские драгоценности ожидает либерализацияПредстоящий саммит2006 "большой восьмерки" должен ускорить либерализацию российского рынка драгоценных металлов. Ситуация осложняется положением АК АЛРОСА, которая одновременно судится с Еврокомиссией и переходит под контроль государства. По словам президента Российского алмазного союза Владимира Пискунова, основным звеном дальнейшей либерализации российского рынка драгоценностей должно стать обеспечение в стране экономической свободы путем изменения ряда положений Гражданского кодекса и других законодательных актов. И главная роль в этом процессе, по мнению Пискунова, принадлежит государству и банковскому сообществу. Разделяет эту позицию крупнейший игрок алмазного рынка - АК АЛРОСА. Особенно в свете судебного разбирательства с Еврокомиссией в отношении De Beers. Первый контракт на продажу советских алмазов De Beers был подписан в 1959 году. С 1960 года начались регулярные продажи алмазов на основе систематически возобновляемых соглашений. Но в начале 2006 года Европейская комиссия потребовала постепенного уменьшения объема взаимных поставок вплоть до полного прекращения продаж алмазов АЛРОСА в адрес De Beers с 2009 года, после чего стороны вынуждены были подписать соответствующий меморандум. При этом на рынке образовался избыток необработанных алмазов, который, по оценкам АЛРОСА, составляет $500-700 млн. Главная проблема такой ситуации на алмазном рынке - нынешняя система квотирования. Как заявил "Бизнесу" представитель АЛРОСА Андрей Гусенков, квотирование противоречит принципу единства внутреннего и внешнего рынков, а без этого никакого ВТО быть не может. "Постоянные задержки квот заставляют складировать сырье, что не позволяет эффективно планировать продажи, а значит, и инвестиционные программы",- убежден Гусенков. Опрошенные эксперты также подтвердили наличие в российском законодательстве еще ряда положений, противоречащих общепринятым мировым правилам. Одним из главных сдерживающих факторов для отрасли, по словам руководителя отдела аналитики ИГ "Вика" Алексея Павлова, является взимание НДС с золота, продаваемого в слитках, а также НДС на сырье из драгметаллов и драгоценных камней. "Во всем мире такое сырье НДС не облагается, что позволяет западным производителям уже сейчас успешно конкурировать с отечественными ювелирами на российском рынке,- отмечает эксперт.- А помимо этого развитие алмазной отрасли сдерживают и экспортные квоты, которые ведут к искусственному разделению внутреннего и внешнего рынков". При этом Павлов обращает внимание и на то, что в других странах с развитой ювелирной промышленностью клеймением занимаются фирмы-производители, имеющие соответствующие патенты от государства, в то время как в России это прерогатива Федеральной пробирной палаты. В свою очередь аналитик ИК "Финам" Павел Молчанов напоминает, что прежде всего доработке подлежит федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" №41-ФЗ, принятый 26 марта 1998 года и безнадежно устаревший. "Требования этого закона не соответствуют положениям других федеральных законов, усложняют и безосновательно ограничивают права субъектов рынка,- сокрушается он.- Например, предприниматель, получивший лицензию на право добычи драгметаллов, не может просто организовать производство и приступить к добыче. Он должен получить квоту от региональной администрации, так как без этого аффинажный завод и коммерческий банк не заключат договор на аффинаж и куплю-продажу. Банк должен регистрировать свои договоры в Гохране, раскрывая информацию обо всех сделках и т. д.". К тому же, по его словам, определенные проблемы в отрасли возникают из-за активного использования "серых" схем товарооборота малым и средним бизнесом. Что касается участия банков, то, по мнению Молчанова, они могли бы стабилизировать положение на рынке за счет более активного развития металлических и монетных счетов. ДМИТРИЙ СМИРНОВ Деловая газета "Бизнес" |