23.08.2006

Бедный аутсорсинг. Aутсорсинг превращается в серьезную проблему для богатейших стран мира



СЕРГЕЙ Ъ-МИНАЕВ, обозреватель Ъ


Из удобного способа экономить на оплате труда аутсорсинг превращается в серьезную проблему для богатейших стран мира.

В широком смысле понятие "аутсорсинг" означает всего лишь получение услуг от сторонних фирм. В более узком смысле, когда говорят об аутсорсинге, подразумевают так называемый business process outsourcing, когда та или иная фирма передает какой-то элемент производственного процесса (вроде бухгалтерского учета) другой фирме, которая специализируется именно в этом вопросе. Предполагается, что специализированная фирма в любом случае сделает все лучше и дешевле, а фирма, воспользовавшаяся аутсорсингом, сможет отныне с легкой душой сосредоточиться на своей основной деятельности.

В США концепция аутсорсинга популярной стала еще в начале 1960-х годов. В 1990-е годы, когда развивающиеся страны уже перестали ассоциироваться непременно только с бедностью и отсталостью, под аутсорсингом все чаще стали понимать "офшорный аутсорсинг". Предполагалось, что передовым методом ведения бизнеса является заключение контракта с фирмами в развивающихся странах вроде Индии или Китая, где образованные работники получают значительно меньшую зарплату, чем в США или Японии. Таким образом, воспользовавшаяся аутсорсингом фирма из богатых стран не только получала возможность сосредоточиться на своей основной деятельности, но еще здорово экономила на зарплате.

И вот теперь начинаются жалобы. Например, Дайана Фарелл, директор Института глобальных исследований McKinsey, расположенного в Сан-Франциско, в июне нынешнего года указала, что эпоха, когда американским и европейским компаниям в рамках аутсорсинга было легко использовать низкую зарплату в развивающихся странах, заканчивается: "Процесс приобрел такие масштабы, что зарплата в популярных местах аутсорсинга вроде индийских Бангалора и Мумбаи, венгерского Будапешта или российской Москвы очень возросла". Таким образом, нужно полностью менять концепцию аутсорсинга, искать другие места, где можно размещать заказы и при этом ориентироваться уже не на зарплату, а на квалификацию рабочей силы и ее склонность к риску. Найти такие места нелегко, и это само по себе принесет большие издержки для богатых западных стран.

Американский исследователь Имонн Финглтон пошел еще дальше, и в статье, опубликованной также в июне этого года в журнале World Business, указал, что аутсорсинг вообще погубил экономику США. Крупнейшие американские корпорации, которые в 1960-е годы сделали страну мировым технологическим лидером, сейчас в рамках аутсорсинга настолько зависят от своих азиатских и европейских конкурентов, что полностью утратили контроль над технологиями, лежащими в основе их собственного производства. Финглтон приводит в пример знаменитый самолет Boeing-747 как символ былого американского экономического могущества, потому что этот самолет на 98% был сделан в Америке. И для контраста ссылается на высокотехнологичный Boeing-787, проект 2008 года, который будет сделан в Америке только на 35%. При этом его самый главный и передовой элемент – крылья из углеволокна будут произведены японской компанией. "Что плохого в аутсорсинге? Ничего, если он используется для передачи несущественных производственных функций странам с низкой зарплатой. Но если американская компания передает производственные функции Японии, то она признает японское промышленное превосходство, потому что зарплата на фабриках в Японии на 10-30% выше американской". В таких условиях, указывает Финглтон, США перестают быть страной, ориентирующейся на промышленное производство, и полагаются только на развитие сферы услуг. Между тем для богатой страны типична как раз промышленная ориентация, потому что современная промышленность требует значительных капиталов. В итоге, по мнению Финглтона, лидерами мировой экономики следует считать Японию, Германию, Швейцарию и Китай – именно они ориентируются на промышленность.

Удивляться, конечно, не следует. Международная конкуренция никуда не делась, и фирмы, пользующиеся услугами контрагентов из других стран, всегда рискуют быть обвиненными в том, что просто сдаются конкурентам. И безобидный аутсорсинг превращается в символ неспособности вообще что-либо сделать самостоятельно.

КоммерсантЪ