Цены на бензин догнали инфляциюМосковская топливная ассоциация (МТА) вчера сообщила, что за первые три недели августа цены на бензин в столице увеличились сразу на 5,5%. Согласно данным Росстата, в целом по России рост цен на бензин за первую половину августа составил 3,2%. Борьбу правительства с ростом цен на бензин можно считать неэффективной: несмотря на все его усилия, рост розничных цен на бензин остается равным потребительской инфляции, оба показателя выросли с начала года на 6,9%. По данным мониторинга МТА, средняя цена литра бензина Аи-92 на автозаправках столицы достигла 18,73 руб., Аи-95 – 19,77 руб. За три недели августа московские цены на бензин выросли в среднем на 5,5%. Фактически еженедельно высокооктановый бензин дорожал в среднем на 30 коп., в Москве большая часть повышения пришлась на последнюю неделю. Быстрый рост розничных бензиновых цен сейчас уже может быть объясним безо всякого "сговора" нефтяных компаний: он ранее существенно отставал от уровня инфляции. Согласно опубликованным в понедельник данным Росстата, в целом по стране рост цен на топливо в январе–июле 2006 года составил 3,7%. Еще на 3,2% бензин подорожал только за первые две недели августа. По данным Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России на 14 августа составила 17,29 руб. Аи-92 стоил 18,1 руб., Аи-95 – 19,41 руб. Таким образом, темпы роста розничных цен на бензин всего лишь догнали текущую инфляцию, оба показателя с января выросли на 6,9%. Пока власти реагируют на ценовый всплеск вяло. Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о том, что рост цен на топливо не должен превысить планируемую правительством инфляцию 2006 года – 9%. При этом он напомнил о прошлогоднем моратории крупнейших нефтяных компаний, под давлением правительства заморозивших на октябрь–декабрь 2006 года розничные цены на бензин и дизтопливо. Отметим, при выполнении "критерия Грефа" бензин к концу года подорожает примерно до 20,7 руб. за литр Аи-95, пробив психологически важный уровень 20 руб. за литр. В Москве это уже происходит – на некоторых АЗС этот рубеж уже преодален. В Минэкономразвития факт подготовки новых договоренностей с компаниями о замораживании цен Ъ не подтвердили, заявив, впрочем, что тема цен на бензин обсуждается с нефтяниками регулярно. По данным Ъ, пока чиновники прощупывают компании в индивидуальном порядке, запрашивая их о "планах на осень". Впрочем, пока в министерствах августовский всплеск еще явно не успели обсудить, вряд ли планы "мораториев" появятся раньше сентября. Возвращение к практике "мораториев" будет означать, что правительство не возлагает надежд на разработанную МЭРТом систему мер воздействия на бензиновый рынок. Напомним, этих мер шесть: введение налоговых каникул при разработке новых залежей нефти, дифференциация НДПИ, отказ от индексации акциза на бензин, организация биржевой торговли нефтепродуктами, создание условий для повышения глубины переработки нефти на НПЗ и, наконец, отмена импортных пошлин на оборудование для НПЗ. Меры Минэкономразвития, хотя они и обеспечены соответствующими законодательными решениями, заработать смогут не ранее 2007 года. Повышением цен рынок всего лишь компенсирует себе возросшие издержки; скорее всего, рост цен не будет сильно превышать инфляцию, учитывая, что дефицита топлива в России нет – рост производства бензина составил за полгода, по данным Росстата, более 5%. Пока же рынок ждет новый рост цен. Отметим, сейчас даже директивное замораживание цен на топливо уже не компенсирует влияния их на инфляцию: августовский рост бензиновых цен будет вносить вклад в нее в течение нескольких месяцев. Смысл усилий правительства, договаривающегося о "мораториях" с нефтяниками, теперь и вовсе потерян: реальным их результатом являются скачки цен, провоцирующие инфляционные ожидания, вместо ожидающейся стабильности. ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ КоммерсантЪ |