14.08.2006

Бойкот мобильной связи. 10% участников опроса газеты ВЗГЛЯД готовы объявить бойкот сотовым операторам и отказаться от мобильных телефонов



Пользователи мобильной связи недовольны повышением тарифов. Газета ВЗГЛЯД провела опрос читателей и выяснила, что более половины из тех, кому не безразлична стратегия мобильных операторов, считает, что государство должно обязать сотовиков снизить тарифы. 10% участников опроса готовы объявить бойкот сотовым операторам и отказаться от мобильных телефонов. При этом 15,2% респондентов входят в положение сотовиков.

На вопрос «Как можно повлиять на сотовых операторов, повышающих тарифы на мобильную связь?», заданный посетителям сайта газеты, 57% респондентов ответили, что рассчитывают на вмешательство государства. По мнению большинства опрошенных, контрольные органы должны заставить операторов снизить цены.

Крайние меры

«В случае если картельный сговор сотвых операторов будет доказан, их ждут колоссальные штрафы» Со значительным отрывом в опросе лидирует категория тех, кто готов оказывать сотовым корпорациям лично пассивное сопротивление. 18% респондентов собираются сократить количество исходящих звонков по мобильному.

При этом почти 10% участников опроса готовы пойти на крайние меры. По их мнению, необходимо объявить бойкот операторам и вообще отказаться от пользования мобильными телефонами.

Примерно столько же (9,7% опрошенных) входят в положение компаний и полагают, что государство должно компенсировать операторам их потери. И только абсолютное меньшинство ответивших (5,5%) уверены, что повышение тарифов справедливо. Всего на вопрос ответили более 6,5 тыс. человек.

Похоже, чиновники собираются прислушаться к мнению большинства. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Федеральная антимонопольная служба и Мининформсвязи намерены заставить сотовых операторов снизить тарифы.

ФАС пообещала изучить обоснованность повышения стоимости оплаты первой минуты соединения мобильными операторами и заподозрила их в сговоре. «Маловероятно, что три компании одновременно, не обсуждая друг с другом, пришли к одному решению, как компенсировать свои выпадающие доходы», - говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Но сотовые операторы не отказываются от повышения стоимости своих услуг, несмотря на угрозы чиновников. В компаниях уверены, что рост тарифов необходим, чтобы компенсировать финансовые потери, вызванные утверждением на российском рынке связи принципа «платит звонящий». Мобильные операторы говорят, что государство установило тарифы для расчетов с операторами фиксированной связи ниже экономически обоснованного уровня.

Давление со стороны Мининформсвязи и Федеральной антимонопольной службы заставило сотовиков лишь изменить формулировку в обосновании необходимости роста цен на исходящие звонки. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, первоначально «большая тройка» российских операторов – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» – объявила о внедрении в ряде тарифных планов платы за соединение. Чиновников такая формулировка не устроила. Мининформсвязи направило в Россвязьнадзор запрос «для рассмотрения правомерности введения мобильными операторами платы за установление соединения». В свою очередь эксперты ФАС начали проверять операторов «на наличие сговора».

Дорогие минуты

Первым от платы за соединение отказался «Вымпелком». Компания заменила эту формулировку на более понятную - «увеличение стоимости первой минуты разговора». «Вымпелком» повысил плату за первую минуту разговора на 50 копеек, объясняя свои действия необходимостью компенсировать убытки от перехода на принцип «платит звонящий». «Мы неоднократно заявляли, что справедливый размер платы за мобильное завершение должен составлять не менее 1,35 рубля, то есть покрывать наши затраты на осуществление минуты связи», – говорится в сообщении компании. Утвержденный размер платы за мобильное приземление, установленный регулирующими органами в размере 95 копеек, по мнению «Вымпелкома», занижен и не покрывает затрат.

Вслед за «Вымпелкомом» увеличением стоимости первой минуты заменила плату за соединение компания «МТС». «Тарифы, установленные регулятором, оказались ниже экономически обоснованных для нас, поэтому мы вынуждены идти на данный шаг», – говорят в компании. Но чиновники говорят, что не удовлетворятся заменой терминов и будут добиваться снижения тарифов. Игорь Артемьев утверждает, что ФАС «важно добиться защиты прав потребителя», и не имеет значения, каким образом ведомство может добиться отмены решения операторов «большой тройки». Глава ФАС подчеркнул, что в случае если картельный сговор компаний будет доказан, их ждут «колоссальные штрафы».

В четверг «Мегафон» последним из «большой тройки» отказался от формулировки «плата за соединение», изменив ее на «увеличение стоимости первой минуты разговора». «Мы законопослушная компания, и если эта формулировка противоречит закону, мы готовы ее изменить», - пояснила пресс-секретарь компании Марина Белашева.

При этом пресс-секретарь признала, что с изменением формулировки смысл останется прежним: стоимость звонка увеличится на некоторую сумму, независимо от продолжительности разговора. Она напомнила, что минимальный размер повышения стоимости разговора составит 35 копеек без НДС (50 копеек с НДС) и будет варьироваться в зависимости от тарифного плана и региона. Эти изменения будут вводиться поэтапно с 5 по 31 августа.

По словам Белашевой, изначально заявляя о введении платы за соединение, компания полагала, что такая формулировка будет понятней для абонентов.

О перспективах расследования в отношении сотовых операторов в ФАС пока предпочитают не говорить. «Я не буду оценивать перспективы, но смысл такой: две компании уже отказались от платы за соединение, но ввели повышенную оплату первой минуты. Мы проанализируем, что это такое».

Чиновники признаются, что доказательств злого умысла в действиях мобильных операторов у них нет. «Мы пока никого не обвиняем, сегодня у нас нет всех необходимых документов, мы направили компаниям запросы», - рассказал глава ФАС. Но антимонопольщики получат дополнительные рычаги влияния после вступления в силу нового закона о конкуренции.

В законе, который начнет действовать с 1 октября 2006 года, есть положение о согласованных действиях компаний и ответственности за них. В нынешнем законе таких положений нет. «По старому закону нам надо будет представить письменное соглашение между компаниями о согласованных действиях – конечно же, его нет», - констатирует Игорь Артемьев. // Эльдар Бадырханов

Взгляд