14.08.2006

"Первому каналу" урезали прибыль российской бухгалтерской отчетностью



В пятницу "Интерфакс" опубликовал финансовую отчетность крупнейших российских телеканалов – "Первого", НТВ и Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК), владеющей каналами "Россия", "Спорт" и "Культура". Данные по российским стандартам бухучета (РСБУ) заметно расходятся с экспертными оценками бизнеса телеканалов. Так, по РСБУ выручка "Первого" в прошлом году составила $463 млн, а по данным экспертов – $600 млн.

"Интерфакс" ссылается на годовые отчеты компаний по РСБУ. По данным агентства, ОАО "Первый канал" – единственный из лидеров российского телевизионного рынка, показавший в 2005 году падение прибыли. Она снизилась на 11,5% – до 2,193 млрд руб. ($76 млн). При этом выручка "Первого" выросла на 10,2% – до 13,318 млрд руб. ($463 млн). У двух других лидеров рынка выросли и обороты, и прибыли. ВГТРК по итогам 2005 года увеличила выручку на 35,5% – до 12,676 млрд руб. ($440 млн), а ее чистая прибыль возросла в 3,3 раза – до 2,193 млрд руб. ($74 млн). Правда, при этом себестоимость проданных компанией товаров, продукции, работ и услуг существенно превысила выручку, составив 15,907 млрд руб. ($553 млн). Разницу холдинг покрывал из внереализационных доходов, которые в 2005 году составили 7,387 млрд руб. ($257 млн). Можно предположить, что значительная часть этих денег приходится на дотации, которые государство выделяет ВГТРК. ОАО "Телекомпания НТВ" сумело показать прибыль и без госдотаций. Выручка компании в минувшем году увеличилась на 17,76% – до 8,766 млрд руб. ($305 млн), а чистая прибыль – на 56,5%, до 2,083 млрд руб. ($72 млн).

Руководство "Первого канала", ВГТРК и НТВ вчера официально не комментировало обнародованную "Интерфаксом" информацию. При этом источники Ъ в топ-менеджменте "Первого" и ВГТРК выразили крайнее недоумение опубликованными данными. Один из собеседников Ъ сообщил, что "эти цифры не имеют отношения к реальности", а по словам другого, "они категорически не соответствуют действительности".

Эксперты считают недоумение руководителей крупнейших телекомпаний вполне оправданным. Хотя (по словам пожелавшего остаться неназванным крупного аналитика телерекламного рынка) "в целом цифры не производят впечатление подтасованных", другие эксперты отмечают, что РСБУ не учитывают отчетность многочисленных дочерних предприятий лидеров телерынка. Например, в отчетность ОАО "Первый канал" не попадает выручка ЗАО "Первый канал. Всемирная сеть", а также ЗАО "Первый канал. Санкт-Петербург" и остальных региональных подразделений компании. Кроме того, инвестиционные аналитики указывают, что отчетность по РСБУ не консолидирует показателей по офшорным и аффилированным компаниям. Гендиректор медиахолдинга Ren TV Александр Орджоникидзе добавляет, что по западным стандартам отчетности основной показатель бизнеса – EBITDA, которая "лучше показывает эффективность бизнеса, чем 'чистая прибыль', принятая в РСБУ". В этой связи падение прибыли "Первого канала", по мнению экспертов, может быть связано с инвестициями и, в частности, с закупками в 2005 году новых технологий или контента на несколько лет вперед.

Поэтому расхождения между финансовыми итогами 2005 года по РСБУ и реальными показателями работы телеканалов довольно существенны. Например, выручка "Первого" и ВГТРК в минувшем году, согласно неоднократно публиковавшимся в прессе, в том числе и в Ъ, экспертным оценкам, достигла около $600 млн и $500 млн соответственно. Выручка НТВ, по мнению аналитика крупного рекламного агентства, составила чуть менее $400 млн.

Участники телевизионного рынка отмечают, что на сегодняшний день доступна отчетность по международным стандартам только некоторых телекомпаний, которые имеют западных акционеров – "СТС Медиа", ТВ3, ДТВ, MTV. С этого года, по данным Ъ, на международные стандарты финансовой отчетности переходит Ren TV. "Однако с каждым годом становится все более необходимым, чтобы все участники рынка были описаны в рамках единой системы координат,– уверен президент 'СТС Медиа' Александр Роднянский.– Сейчас, на фоне растущего российского рынка, инвесторы довольствуются данными по той компании, которую они покупают. Но по мере замедления темпов роста рекламного рынка на первый план выйдет не увеличение выручки, а умение контролировать расходы, и тогда реальные данные о конкурентах будут иметь решающее значение для инвесторов".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, АРИНА Ъ-БОРОДИНА

КоммерсантЪ