11.08.2006
Ассоциация "Ж.А.Р."

Ассоциация "Ж.А.Р.": Американские эксперты призывают маркетологов, интересующихся ростом, пристальнее приглядеться к России



В последнем выпуске Facts, Figures, & the Future от 12.07.2006 - электронном бюллетене о последних потребительских данных и трендовой информации для членов Food Marketing Institute (г.Вашингтон, США) и клиентов исследовательской компании ACNielsen - глобальное внимание обращено на Россию, как страну с позитивной экономической перспективой, в том числе и для экспансии на ее рынки многих западных стран.

Глобальное внимание на Россию

Имея территорию такого размера, как Соединенные Штаты и Европа вместе взятые, 143 миллиона жителей России ставят её в первую десятку по количеству населения. Это население сконцентрировано больше на западе и юге, и по большей мере проживает в городах. Эта земля, богатая природными ресурсами, является четвертой среди 30 наиболее быстро растущих экономик мира.

Даже с уменьшающимися темпами прироста населения в настоящее время, в России есть огромное количество потребителей, и экономическая перспектива позитивна. Российская экономика подняла свой валовой внутренний продукт по крайней мере на четыре процента и в среднем на девять процентов каждый год, начиная с 2000-го; норма инфляции понизилась наполовину в той же самый промежуток времени. Потребители в России реагируют на эффект от такого усовершенствования своим доверием, повышающимся на 50% ежегодно, реальными розничными продажами, растущими по крайней мере на 15% ежегодно и автомобильной собственностью, умноженной уже в восемь раз со времен ХХ века. Многие западные страны также имеют планы экспансии на рынки России.

Глядя на личное богатство, может показаться, что русские еще очень далеко позади жителей западных стран. Однако русские зафиксированы как 3-и самые богатые люди на земном шаре, позади США и Германии. Это происходит из-за количества миллиардеров в России, которые сделали свои деньги на энергетике, природных ресурсах типа металлов и банковском деле. Эти self-made миллиардеры имеют тенденцию быть молодыми (средний возраст: между 36-ю и 45-ю годами) и все еще в раннем периоде своих бизнесов.
Однако увеличение богатства не ограничено лишь немногими людьми наверху. Российское население наблюдало непрерывный из года в год рост ежемесячного дохода на 20%-30%, который предоставил ему увеличение реального располагаемого дохода (приспособленного к инфляции, после того, как главные потребности были удовлетворены) на 8-15% в новом тысячелетии.

Макияж розницы в России очень разнообразен. Вопреки другим частям мира, суммарная доля лучших семи розничных продавцов в России составляет только девять процентов от общего рынка, и только два из этих розничных продавцов являются международными. Местные розничные продавцы, такие, как "Пятёрочка", "Tander", и "Седьмой Континент" процветают рядом с такими титанами мировой розницы, как Auchan, Metro и Spar.

Тем не менее, в отличие от Центральной Восточной Европы, есть невероятное число маленьких розничных форматов, которые существуют всюду по России. Открытые рынки с количеством более, чем 120.000 в 2005 году, - все еще имеют общее распространение в этой части мира. С одной стороны, этот формат постепенно сжимается - уже на 40%, начиная с 2000 года. С другой стороны, киоски, павильоны и минимаркеты процветают по всей стране.

Некоторые киоски фокусируются на какой-то одной категории продуктов: например, молочные или пивные; в то время как другие включают многие категории продуктов: конфеты, табак, закуски и однопорционные напитки. Эти киоски могут быть расположены на углу улиц в любом большом городе, и потребители могут, далеко не бегая, купить продукты, в которых они нуждаются.

Немного больший формат - это павильон, крошечная конструкция, окруженная стеной и имеющая крышу, куда потребители могут войти и купить ограниченный ассортимент бакалеи или лекарственных препаратов. Павильоны также располагаются на главных улицах в городах всюду по России. Дальнейшее увеличение формата представлено минимаркетами, малоформатными точками розничной продажи, типичная площадь которых составляет менее 250 квадратных метров. Эти розничные точки также могут торговать бакалеей или лекарственными препаратами.

Существуют также и традиционные гастрономы наряду с торговыми точками типа cash&carry, аптеками, торговыми розничными точками, торгующими специализированными товарами типа парфюмерии и продуктов для детей, а также легкими дисконтёрами. В то же время, в России нет тяжёлых дисконтёров.

Россия заметила приток "современных" торговых точек типа супермаркетов и гипермаркетов, который сигнализирует изменение в российском розничном пейзаже, лишь в последние годы. В то время, как количество открытых рынков уменьшается, "современная" торговая вселенная растет быстро. Эти торговые точки нового типа растут со скоростью 25% ежегодно, главным образом из-за роста количества супермаркетов и гипермаркетов. Эти форматы росли устойчиво с 2000 года, и теперь их количество в России больше, чем 2.700.

Топ 10 продуктовых категорий в Москве (население 13 млн. человек):

1. Водка
2. Пиво
3. Сигареты
4. Шоколад
5. Соковые напитки
6. Молоко
7. Кофе
8. Сыр
9. Кефир
10. Бренди / Коньяк / Арманьяк

Для сравнения ниже приводятся первые десятки продуктовых категорий в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Лондоне.

Топ 10 продуктовых категорий в Лос-Анджелесе (население 9,9 млн. человек):

1. Газированные напитки
2. Пиво
3. Молоко
4. Хлебобулочные изделия
5. Бумажные продукты
6. Соковые напитки
7. Снэки
8. Пакованные мясные изделия
9. Свежие продукты
10. Сыр

Топ 10 продуктовых категорий в Нью-Йорке (население 8 млн. человек):

1. Хлебобулочные изделия
2. Бумажные продукты
3. Свежие продукты
4. Молоко
5. Газированные напитки
6. Лекарственные препараты
7. Сыр
8. Снэки
9. Зерновые
10. Соковые напитки

Топ 10 продуктовых категорий в Лондоне (население 7,2 млн. человек):

1. Сигареты
2. Свежее мясо и птица
3. Столовое вино
4. Свежие овощи
5. Свежие фрукты
6. Шоколад
7. Молоко
8. Пиво
9. Газированные напитки
10. Нарезанное кусочками мясо

В ближайшие годы Россия останется важной рыночной и потребительской базой для маркетологов, интересующихся ростом. Торговцы должны осознать и понять демографическое и культурное разнообразие этого региона, ведь с растущими покупательской способностью и экономикой, эта часть мира будет главной возможностью наступающих лет.

Innom of Population - Major Trend


TOP 10 CATEGORIES