11.08.2006

«Гема» в трансе от Volvo. До $10 млн могут потерять дилеры марок Volvo, Land Rover, Jaguar



Это связано с решением перевозчика этих автомобилей в России - "Гемытранс" - приостановить работу с компаниями в связи с неоплатой услуг. Потери самих производителей могут составить несколько сотен непроданных машин.

Как стало известно "Бизнесу", "Гема-транс" со вчерашнего дня приостановила международные перевозки автомобилей Premier Automotive Group (PAG, принадлежит Ford, в группу входят Volvo, Jaguar, Land Rover).

В"Геме" объясняют свои действия тем, что российские представительства Volvo и Land Rover-Jaguar отказываются оплатить услуги перевозчика в размере $800 тыс. По данным "Бизнеса", уже сейчас на складе заморожены автомобили этих марок на $3,5 млн. "Мы считаем, что и с юридической, и с этической точек зрения имеем полное право предпринять ответные шаги по отношению к Volvo, Land Rover, Jaguar, а именно: задержать груз, принадлежащий этим компаниям, до полной оплаты услуг",- говорит гендиректор "Гемы-транс" Алексей Мнацаканян.

Как рассказали в "Геме", 13 апреля глава представительства Volvo в России Дэвид Томас и его коллега из Land RoverJaguar Дмитрий Колчанов предоставили гарантийное письмо, в котором обещали вовремя оплачивать все счета, а Volvo обязалась выплатить долги в течение десяти дней. Однако до сих пор Volvo оплатила лишь $100тыс. из $900 тыс. При этом, добавили в "Геме", на последней встрече Дэвид Томас заявил, что "оплата счетов по гарантийному письму производиться не будет, и "Гема" может обращаться в суд также и по оплате этих инвойсов", сообщается в пресс-релизе "Гемы-транс".

Представитель Volvo Car Russia не смог вчера оперативно прокомментировать ситуацию.

Корни этого процесса уходят в события четырехмесячной давности, когда Ford отказался заплатить $4,5 млн за услуги "Гемы-транс" и обосновал свой отказ претензиями по сохранности перевозки. Сейчас этот спор разрешается в судебном порядке. Однако с 17 апреля перевозки были возобновлены, так как руководство российского Ford подписало гарантийное письмо и свои обязанности по оплате исполняет. В то же время, несмотря на разделенный бизнес, представительства Volvo и Land Rover-Jaguar работают через юридическое лицо ЗАО "Форд мотор компани".

"Мы бы предпочли удерживать груз до полного погашения долгов со стороны всей компании Ford",- заявил Алексей Мнацаканян,добавив, что "Гема" не собирается делать этого, так как существуют "определенные устные договоренности с вицепрезидентом ЗАО "Форд мотор компани" Сергеем Богдановым". "К счастью или к сожалению, марка Ford в настоящий момент не пользуется услугами "Гемы", поэтому нашим клиентам задержки не грозят",- сказал "Бизнесу" Богданов.

По данным "Гемы", еженедельно компания перевозит минимум 240 машин PAG. Остановив перевозки, она теряет примерно $140 тыс. еженедельно. Представительства марок PAG будут платить "Геме" штрафы, что грозит им убытками в $30 тыс. в неделю.

По мнению директора информационно-аналитического портала Auto-dealer.ru Олега Дацкива, представительства Volvo и Land Rover-Jaguar испытывают сложности в работе в России. "Они не совсем научились работать в российской действительности, живут своими мерками",- говорит он.

В этой связи, предполагает эксперт, ситуация может затянуться на месяц или даже два, особенно с учетом летнего сезона отпусков и работы по подготовке к Московскому автосалону, который начнется 30 августа. "При таком раскладе Volvo может не продать до 1,5 тыс. машин, Land Rover - 800 машин, Jaguar - около сотни",- отмечает Дацкив. Если даже компании захотят найти нового перевозчика, сделать это будет непросто с учетом дефицита на рынке автовозов.

Тяжело в этой ситуации придется и дилерам, которые работают напрямую с клиентами. "Клиенты премиальных марок могут подключить своих юристов, которые будут предъявлять иски в связи с задержкой",- говорит Дацкив.

Представитель одного из дилеров марок отмечает, что финансовые потери могут составить примерно половину дилерской маржи. "Во-первых, придется тратиться на компенсацию клиенту - скидки, подарки, бонусы и т. п. Во-вторых, дилеры будут сами пытаться вывезти машины со складов, а это также стоит больших денег",- говорит источник. Олег Дацкив считает, что при худшем развитии ситуации совокупные финансовые потери дилеров могут превысить $10 млн без учета потери репутации.

РОМАН ГУЛЯЕВ, ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"