10.08.2006

Виртуальный налоговый мир. ФНС создает электронный архив документов



С 2010 года предприниматели будут избавлены от необходимости сдавать в налоговую инспекцию по несколько раз одни и те же документы. Вся информация будет надежно защищена, поскольку бумаги, отправляемые в архив, станут переводить в электронный формат. Как сообщили вчера в Федеральной налоговой службе (ФНС), в этом году начнется работа по созданию электронных архивов, которые существенно упростят получение оперативной информации и решат проблему нехватки площадей для хранения документации. Стоимость такой системы составит около $100-200 млн, говорят представители ИТ-компаний. Однако необходимости в срочном создании столь грандиозной системы хранения данных нет, считают юристы.

В настоящее время из-за нехватки площадей и людей в инспекциях ФНС России остро стоит вопрос хранения документов, сказано в письме ФНС, поступившем в РИА "Новости". Больше всего налоговикам не нравится, как складируются регистрационные и учетные дела, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и решения по результатам налоговых проверок.

Действительно, вопрос с сохранностью конфиденциальной информации в налоговой инспекции стоит достаточно остро, подтверждает адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. В этой связи стоит вспомнить о краже целого контейнера документов с территории московской налоговой инспекции №8 ("Бизнес" писал об этом 21 апреля 2006 года). Тогда около 10 кубометров бумаг, содержащих налоговую тайну, просто погрузили на машину и увезли в неизвестном направлении. Эксперты предполагают, что кража была совершена по заказу недобросовестных предпринимателей, которые таким образом решили уничтожить проблемные документы.

Для решения проблемы хранения информации, говорится в письме налоговой службы, планируется создать "автоматизированную систему объединенных архивохранилищ". По всей видимости, документы, получаемые от предпринимателей, будут сканироваться, переводиться в электронный формат и направляться на хранение в электронный архив. Дело в том, отмечают в ФНС, что оперативно получать информацию можно, только если бумаги хранятся либо в самой инспекции, либо в архиве, в котором собраны документы из нескольких инспекций. "Но такой способ не подходит для больших по территории регионов… Актуально использование сканирования документов и обеспечение доступа к их электронным образцам. В данном случае потребность получения бумажных документов из объединенного архивохранилища резко сокращается",- говорится в письме. Налогоплательщики же будут избавлены от необходимости предоставления документов, уже когда-либо отправлявшихся в инспекцию, отмечают в ФНС. "В настоящее время готовится конкурсная документация (для объявления конкурса на создание системы.- "Бизнес")",- утверждают в ФНС. При этом управлениям ФНС России по субъектам федерации поручено подготовить предложения по организации таких хранилищ, сообщают в налоговой службе. Планируется, что до 2010 года вопрос будет решен.

Разработка и внедрение такой системы обойдется бюджету в $100-200 млн, полагает директор по маркетингу InfoWatch Денис Зенкин.

"Только один сервер по архивации данных стоит около $100 тыс.,- рассказывает эксперт.- Это очень большой заказ, все крупные системные интеграторы, а их около 30, будут бороться за него".

Однако, по мнению юристов, ФНС сосредоточилась на решении не тех проблем. "Как известно, у нас взят курс на переход на электронную отчетность - в таком случае внедрение такой системы, по сути, не будет способствовать скорейшему достижению этой цели",- говорит директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин.

Целесообразнее прежде всего внедрять систему сдачи электронной отчетности, уверен юрист. В любом случае при создании системы необходимо тщательно прописать регламент обращения с этими документами, говорит Костальгин. "Таким образом, налогоплательщику будут предоставлены гарантии, что содержащиеся в документах данные не будут изменены",- полагает эксперт. Однако с этим могут возникнуть сложности, считает Юрий Воробьев. "Дело в том, что ни в одном законе не сказано, каким образом налогоплательщик может получить подтверждение в получении инспекцией его документов,- говорит Юрий Воробьев.- Сейчас в канцелярии инспекции ставится отметка, что документыприняты". К примеру, во время подачи документов на возмещение экспортного НДС налогоплательщик иногда направляет в инспекцию сотни бумаг, приводит пример Воробьев. "Как он узнает, что часть их дошла до налоговых органов и занесена в электронный архив?"- удивляется юрист. В случае перевода документов в электронный архив должна составляться опись всех бумаг, предполагает он. "Но составить такой перечень практически нереально",- уверен Воробьев.

Кроме этого, непонятно, смогут ли сотрудники налоговых инспекций работать с новой и наверняка непростой системой архивации данных.

"Техническое оснащение налоговых инспекций достигло высокого уровня. Другое дело, что рядовые сотрудники не всегда успевают за этим уровнем",- иронизирует Воробьев.

"Предложение ФНС, безусловно, носит положительный характер - с помощью этой системы можно, во-первых, улучшить работу налоговых органов и, вовторых, защитить интересы предпринимателей",- считает эксперт "ОПОРЫ России" Юлия Духнина. Однако стоит напомнить, что с 2010 года налоговые органы будут не вправе требовать от налогоплательщиков предоставления одних и тех же документов по несколько раз, добавляет эксперт.

"Идею можно считать своевременной. Однако эта работа могла бы быть начата и раньше, просто у ФНС не было для этого стимула",- отмечает эксперт.

АЛЕКСЕЙ САВКИН

Деловая газета "Бизнес"