10.08.2006

Одну минуточку! Мобильные операторы уверены, что начинать разговор по сотовому надо за дополнительные деньги



Сегодня истекает срок, к которому крупнейшие сотовые компании России должны сдать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) документы, объясняющие, зачем они повысили плату за первую минуту разговора по мобильному. Как выяснили «Новые Известия», на вчерашний день ни один оператор ничего антимонопольщикам не прислал. При этом представители компаний уверены, что ничего противозаконного в их нововведении, которое привело к резкому росту тарифов, нет. И что ФАС не сможет доказать факта сговора между сотовиками.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» (сеть «БиЛайн») Юлия Остроухова сообщила «Новым Известиям»: «Мы с самого начала и вводили повышение платы за первую минуту. В принципе для абонента между платой за первую минуту и платой за соединение нет никакой разницы, но для нас это существенно с юридической точки зрения. Впрочем, мы уверены, что ФАС в любом случае не найдет в наших действиях ничего противоправного. Нас почему-то обвинили в сговоре, но судите сами: для всех операторов одновременно с 1 июля стал действовать новый закон, который для всех одинаково повышает издержки.

Мы подсчитали наши убытки (а речь идет именно об убытках, так как даже не можем окупить наши издержки) и подкорректировали тарифы».

Не менее решительно отвергает компания и обвинения в том, что для повышения тарифов она пересчитала курс доллара: «Действительно, мы зафиксировали внутренний курс доллара на отметке 28,7, но это связано исключительно с нестабильностью мировых валют, мы даже зарплату своим сотрудникам выдаем из расчета по этому курсу». На вопрос «Кто виноват?», в «БиЛайне» дают четкий ответ: «Наши операторы стационарных сетей принадлежат государству и потому неэффективны и убыточны. Они могли бы ввести, как в Европе, поминутную тарификацию, но предпочитают окупать расходы за счет прибыльных операторов мобильной связи».

В МТС отказываются назвать причину, по которой государственные подсчеты себестоимости звонка так расходятся с их собственными, отмечая лишь высокую степень профессионализма своих аналитиков, производивших калькуляцию. А вот переименование платы, по словам представителей компании, «просто совпало по времени» с претензиями ФАС. «С точки зрения стоимости звонков здесь нет никакой разницы, просто мы считаем, что для абонента новая формулировка более понятна, – сообщил «НИ» пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Он не пояснил, чем уж так понятнее словосочетание «первая минута дороже» по сравнению с «плата за соединение – 50 коп.», но заверил, что с претензиями антимонопольщиков это никак не связано, хотя и юридическая разница между формулировками, по его мнению, существует.

В «Мегафоне» же не видят даже и юридической разницы между новым и старым обоснованием повышения тарифа. «Речь идет лишь о чисто лингвистических различиях и об удобстве для абонентов», – сообщила «НИ» пресс-секретарь компании Марина Белашева. Там также не берутся объяснять, почему государство определило себестоимость звонка со стационарного телефона на мобильный «всего лишь» в 95 коп. Однако с намеком напоминают, что, например, глава стационарной сети «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) Виталий Слизень поддерживал решение тарифной службы и говорил о том, что пора развивать стационарные сети также динамично, как и мобильные.

В МТТ же «НИ» сообщили, что от пересчета себестоимости звонка стационарные сети едва ли что-то выиграют. «Плата за звонки со стационарных телефонов станет дополнительным стимулом для людей к переходу на мобильную связь, так что еще неизвестно, кто выиграл, а кто проиграл, – пояснил пресс-секретарь компании Кирилл Латыгин. – Ясно лишь, что претензии мобильных операторов безосновательны: во всем мире давно перешли к системе «платит входящий», а российские операторы снимали сверхприбыль. Теперь они ее лишились и хотят преподнести это как несправедливые убытки».

Между тем в Федеральной антимонопольной службе «НИ» сообщили, что для них нет никакой разницы, за счет чего сотовики повышают тарифы, будь то плата за соединение или более дорогая первая минута. «Главное, что цена повышается, причем повышается одновременно и одинаково», – пояснил «НИ» заместитель начальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи Дмитрий Рутенберг.

Напомним, операторы обязаны сдать свои отчеты, на основании которых антимонопольщики будут судить о наличии между ними сговора, до 10 августа. Как нам вчера рассказали в ФАС, никаких документов служба пока не получала. А вот отчеты о том, как сотовики рассчитываются между собой за звонки с одной сети на другую, в ФАС уже сданы, только результатов чиновники пока не оглашают. «Дайте нам хотя бы еще неделю, – вздыхает Дмитрий Рутенберг. – Вот «Мегафон» свой отчет принес только в понедельник – две огромных сумки, и у других столько же». //РОМАН ДОБРОХОТОВ

Новые Известия