04.08.2006

«Нэфис» уколола Procter & Gamble



Казанской "Нэфис косметикс" удалось одержать маленькую победу над транснациональным конкурентом. По заявлению "Нэфис" Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала недостоверной рекламу моющего средства Fairy, которое выпускает Procter & Gamble. В ведомстве отмечают, что такие жалобы все чаще поступают от конкурентов нарушителей.

Как рассказали "Бизнесу", в ноябре прошлого года "Нэфис косметикс" обратилась в ФАС с просьбой запретить трансляцию рекламного ролика Fairy и привлечь Procter & Gamble (P&G) к ответственности. Поводом для обращения в ФАС стало утверждение о том, что моющее средство Fairy полностью смывается водой и не остается на посуде.

Начальник юридического отдела "Нэфис косметикс" Юлия Благиных поясняет, что в 2003 году ее компания уже участвовала в подобном разбирательстве, когда тему "полной смываемости" моющих средств использовала в ролике своего средства AOS сама "Нэфис". "Тогда Procter & Gamble обратилась в ФАС (в то время МАП.- "Бизнес") с требованием обязать "Нэфис" убрать ролик: как утверждали в P&G, ни одно моющее средство полностью смываться с посуды не может в принципе, если судить по результатам испытаний, проводимых в соответствии с ГОСТом",- рассказывает Благиных. Тогда ФАС приняла сторону P&G.

Когда P&G запустила ролик средства Fairy, в котором делался упор на то, что средство полностью смывается с посуды, "Нэфис" решила нанести ответный удар. "Первое, что мы сделали,- вернули в рекламу AOS упоминание о том, что оно полностью смывается водой, и обратились в ФАС",- говорит Благиных. 2 августа ФАС рассмотрела заявление "Нэфис косметикс" и признала ролик недостоверным. Как пояснил "Бизнесу" замглавы ФАС Андрей Кашеваров, несмотря на запрет ролика, никакой штраф на P&G наложен не был. "Мы признали, что информация недостоверна, так как в конце ролика идет ссылка на ГОСТ, но для потребителя это значения не имеет: испытания по ГОСТу проходят в закрытой емкости, где ни одно средство не смывается до конца, а на деле посуду моют под проточной водой, где все смывается полностью",- говорит Кашеваров.

PR-директор компании Procter & Gamble Константин Дубинин говорит, что Россия- единственная страна в мире, где существует ГОСТ по смываемости моющего средства. "В любом случаепо ГОСТу на посуде может оставаться определенное количество моющего средства. Просто мы утверждали, что Fairy смывается проточной водой",- говорит Дубинин.

Андрей Кашеваров отмечает, что в последнее время заявления о недостоверной рекламе зачастую поступают в ФАС именно от компаний-конкурентов: "Недавно закончилось дело о подгузниках Libero, сейчас рассматривается жалоба на Panasonic от компании Philips".

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков соглашается с тем, что ситуация стандартна для рынка. ""Нэфис" удалось "подколоть" конкурента. Впрочем, это, конечно, тактическая победа, от которой никто ничего не потеряет",- говорит он.

ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"