03.08.2006

Пиво вместо водки. Росстат подвел итоги продаж алкоголя за первое полугодие 2006 года



Вчера Росстат подвел итоги продаж алкоголя за первое полугодие 2006 года: продажи пива резко выросли на рекордные 9,7%, в то время как реализация водки сократилась на 3,8%. Неработающая Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) и повышение акцизных ставок на слабоалкогольные коктейли могут привести к дальнейшему росту продаж пива, считают эксперты.
Вчера информационное агентство "Прайм-ТАСС" распространило данные Росстата по розничным продажам алкогольных напитков за первое полугодие 2006 года. Согласно им, реализация вина увеличилась на 0,4% до 39,7 млн дал, игристых вин - на 5,7% до 10 млн дал, коньяков - на 2,9% до 3,6 млн дал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако самые интересные цифры продемонстрировали водочный и пивной сегменты.
По данным Росстата, продажи водки в январе-июне сократились на 3,8% и составили 103 млн дал, в то же время продажи пива выросли на 9,7% до 467,4 млн дал.
"Ранее Росстат сообщал, что производство водки сократилось на 16%. По логике производство и продажи должны коррелировать, но тут ситуация иная. Можно предположить, что проблема алкогольной отрасли начала года привела к росту нелегальной продукции",- указывает пресссекретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Ровно год назад ситуация для пивоваренной отрасли была обратной: производство показывало самые низкие темпы роста в посткризисный период - всего 3,7%. При этом тогда эксперты прогнозировали темпы роста пивного рынка в 2-3% в ближайшие три года. Дело в том, что в начале 2005 года вступили в силу поправки в закон "О рекламе" (запрещающие рекламу пива на телевидении с 7 до 22 часов и использование в рекламных материалах образов людей и животных) и закон "Об ограничении потребления пива".
Опрошенные "Бизнесом" эксперты объясняют неожиданный рост продаж пива ситуацией на алкогольном рынке в первом полугодии. Напомним, что в начале года отсутствовали акцизные марки нового образца и большинство производителей крепкого алкоголя простаивали, а весной был введен запрет на импорт вина из Грузии и Молдавии. "Наибольший рост потребления пива стимулировал запрет вина, но и перебои с водкой позитивно сказались на продажах пива",- рассуждает PR-директор группы компании "Синергия" Андрей Малафеев. "Очевидно, что проблемы с алкоголем должны привести к росту продаж крепкого пива",- говорит топ-менеджер крупной водочной компании.
Впрочем, по данным "Бизнес Аналитики", за первые пять месяцев 2006 года доля крепкого пива (более 6 градусов) составляла 14,8%, за аналогичный период прошлого года - 16,4%. "Несмотря на то что водку стали пить меньше, а пива больше, потребители переключались отнюдь не на крепкие сорта. Продажи всех сегментов категории "пиво" увеличились равномерно",- говорит аналитик "Бизнес Аналитики" Владислав Жемчужников.
Однако сами пивовары не видят зависимости между перебоями с поставками крепкого алкоголя и ростом продаж пива. "Наши исследования показывали, что серьезной взаимной зависимости потребления пива и крепких алкогольных напитков нет",- говорит руководитель пресс-службы "Балтики" Алексей Кедрин.
А председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов полагает, что эти "цифры некорректны". "По нашим оценкам, рост рынка составил 5,8%, и революционных изменений в динамике до конца года мы не прогнозируем",- отмечает Мамонтов.
Иной точки зрения придерживаются производители водки. "Бурный рост продаж пива продолжится: сейчас не работает ЕГАИС, поэтому производители алкоголя не могут отгрузить продукцию в розницу.
А в начале следующего года он продолжится из-за роста налоговых ставок на слабоалкогольные коктейли, которые увеличатся в два раза",- отмечает Малафеев из "Синергии".

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Деловая газета "Бизнес"