Плохой бензин до ребрендинга доведетТНК-ВР меняет стиль своих АЗС. Компания уверена, что новый бренд поможет ей не только порадовать автовладельцев жизнерадостным оранжевым цветом, но и избавиться от недобросовестных джобберов, использующих символику и цвета ТНК для продажи некачественного бензина. Российско-британская компания ТНК-ВР представила новый стиль бренда «ТНК». Ребрендинг коснулся автозаправочных комплексов компании. Теперь в изначально синий цвет добавлен яркий оранжевый круг. Новый элемент, по замыслу компании, «должен привнести в бренд позитивную составляющую, способствующую эмоциональной разрядке водителей, которые будут заправляться на АЗК «ТНК»». При этом, по заверениям руководства ТНК-ВР, «эмоциональная составляющая» будет подкреплена вполне конкретными преимуществами в качестве топлива и в сервисе на заправках. ТНК-ВР – вторая по величине российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. В 2005 году ТНК-ВР добыла 75,3 млн т нефти. Заправочный бизнес компании состоит из сетей АЗС в России и на Украине, объединяющих около 2 тыс. точек. Так, теперь на АЗC, принадлежащих ТНК-ВР, будут предоставляться услуги по подкачке шин, доливу воды, а также появится возможность использования автомобильного пылесоса. Причем все эти услуги будут бесплатными. Кроме того, на заправках будут открыты магазины самообслуживания «ТНК Экспресс». Как сообщил на пресс-конференции вице-президент ТНК-ВР по маркетинговым операциям Александр Каплан, всего в течение года компания намерена потратить на маркетинг $130-$150 млн. Из них треть будет направлена на развитие нового бренда. Впрочем, в ТНК-ВР уверены, что эти вложения окупятся – по оценке вице-президента компании по переработке и сбыту Энтони Консидайна, к 2010 году в России будет порядка 28 млн автомобилей, и именно с этими прогнозами связана активная раскрутка нового бренда. Пока программа ребрендинга затронет АЗС, расположенные в шести российских и одном украинском регионах: Москва, Рязань, Саратов, Ростов-на-Дону, Тула, Санкт-Петербург и Киев. Экспертов по брендам, однако, новая концепция ТНК не вдохновила. «Все довольно скромно, – считает президент брендингового агентства Mildberry Олег Бериев. – Революции на рынке бензина новый бренд ТНК не совершит». Впрочем, как выяснилось, целью новой концепции было не столько привлечение новых клиентов, сколько стремление отсечь недобросовестных джобберов, которые ранее продавали бензин ТНК под маркой компании, а потом по разным причинам разорвали договор, но продолжили пользоваться цветами и символикой, изменив лишь незначительные детали. (Джобберская сеть - сеть независимых АЗС, реализующих нефтепродукты компании на основании сублицензионного соглашения.) «Они торгуют не нашим бензином, неизвестно какого качества, а клиент видит знакомый бренд, как правило, не обращая внимания на его нюансы», – возмущается Александр Каплан. По его словам, новый бренд уже зарегистрирован в Роспатенте и не даст недобросовестным владельцам АЗС обманывать клиентов. Этот ход эксперты отрасли считают удачным. «Автозаправки ТНК-ВР ассоциируются с высоким качеством бензина, и для компании имеет смысл избавиться от джобберов, незаконно использующих символику и цвета ТНК, – считает аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин. – Такие джобберы подрывают авторитет компании, так как качество бензина, который они реализуют, как правило, ниже, чем клиенты ожидают от ТНК-ВР». Впрочем, другие отечественные нефтяные компании не торопятся следовать примеру ТНК-ВР. «Когда компания начинает заниматься ребрендингом – она исходит из соображений целесообразности этого процесса, – говорит пресс-секретарь НК «Роснефть» Николай Манвелов. – Наша компания пока такой необходимости не видит». Алексей Топалов Газета.RU |