27.07.2006

Израильский сезон под угрозой



Военный конфликт между Ливаном и Израилем поставил крест на ливанском и сирийском туристических направлениях, а также грозит сорвать туроператорам сезон в Израиле, по которому в последний год объемы продаж профильных турфирм росли на 200-300%. По оценкам экспертов, убытки российских туроператоров от военных действий на Ближнем Востоке составят $10 млн.
Ливанско-израильская война поставила крест на двух направлениях, которые именно в этом году туроператоры ставили в число наиболее перспективных: к примеру, Ливан, по оценкам Associated Press, в первом полугодии нынешнего года посетили более 400 тыс.
иностранных туристов, тогда как за весь 2005 год- 270 тыс.
"Ливан называли ближневосточной Швейцарией - у этой страны был отличный туристический потенциал, наши объемы продаж по Ливану за последние полгода возросли на 30% по сравнению со всем предыдущим годом. Но сейчас направление полностью парализовано: говорить о турпотоке в эту страну бессмысленно",- констатирует директор по туризму туроператора "Хабибитур" Юлия Родионова. Бомбежки в Ливане могут свести к нулю туристический сезон и в соседней Сирии.
"Из-за потока беженцев из Ливана цены на сирийские гостиницы выросли в четыре раза, а сами отели заполнены до предела. По этим причинам российский туристический сезон в Сирии в текущем году может быть сорван",- считает глава компании "Иорданский клуб" Анхар Кочнева. Тем не менее серьезные убытки от потери Ливана и Сирии отечественным туроператорам не грозят - среди зафиксированных МИДом 3 тыс. граждан России и стран СНГ, находившихся в Ливане, официальных туристов из России было всего 50. "Пока никто из туроператоров не ставил н Бейрут чартерных рейсов.
В Ливане был весьма простой визовый режим и довольно много гостиниц: и большинство людей путешествовали туда своим ходом, не обращаясь к туроператорам",- комментирует Анхар Кочнева.
Гораздо более серьезные последствия ожидают туроператоров, специализирующихся на турах в Израиль - страну, которую участники туристического рынка ставили в этом году в ряд лидирующих направлений. "В последние два года спрос на Израиль показывал рекордные темпы роста.Только в нашей компании продажи в этом году выросли на 300% по сравнению с прошлым. Но в связи с конфликтом у нас появились отказы от туров, и продажи снизились на 50% от ожидаемого уровня",- отмечает руководитель израильского направления турфирмы "Лемек" Елена Битюкова. Военные действия с Ливаном начались до наступления горячего туристического сезона - пик турпотока в Израиль обычно приходится на сентябрь. Но даже если конфликт прекратится в ближайшее время, объемы продаж туров в Израиль по итогам сезона все равно заметно упадут, прогнозирует гендиректор компании Big Travel Людмила Золотухина. "Ситуация сложная. У нас есть отказы на июльские туры, и сезонный турпоток будет снижен весьма существенно",- добавила она. Другие крупные операторы по израильскому направлению - "Солвекс-трэвел" и "Русский экспресс" - оценили снижение спроса на 50% и 25% соответственно. Директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" (назначенный перевозчик из России в Израиль) Сергей Быхал сообщил о том, что участились случаи отказов от билетов. "Но массового характера они пока не носят",- уточнил Быхал. Оценить свои убытки в финансовом выражении туроператоры затруднились. По оценкам гендиректора одного из профильных операторов, суммарные потери участников рынка могут составить $10 млн. "Израиль - не самая дешевая страна: минимальная стоимость тура на одного человека стоит $1 тыс. Но спрос рос ежегодно из-за уникального сочетания лечебного, экскурсионного и пляжного отдыха в одной стране",- говорит Елена Битюкова. Впрочем, туроператоры по соседней Иордании отмечают, что их направление не пострадало. "В Иордании обстановка остается спокойной. Туристы заняли выжидательную позицию, но у нас было ни одного отказа",- отмечает Анхар Кочнева. С ней согласна руководитель арабского направления компании Altasol Ольга Иванович. "В Израиль люди в основном ездят на лечебный отдых к Мертвому морю и ради экскурсий - посещения святынь. Сейчас спрос может сместиться в сторону Иордании, где также есть Мертвое море и экскурсии. Вторым замещающим направлением может стать Греция. Из ближневосточных стран также намечается ростспроса на Оман и Катар",- отмечает она.

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"