Наихудшая из рекламКалендарная дата: 15 июля в 1965 году впервые на пачках сигарет появилось предупреждение о вреде курения Сподобились на это американцы: Конгресс США принял закон, требующий печатать на сигаретных пачках такую надпись. А в СССР заокеанский и, как оказалось, малоэффективный опыт был заимствован много позже: Минздрав начал письменно предупреждать об опасности курения для здоровья чуть более двадцати лет назад Почему малоэффективный? Да потому, что это предупреждение к решению курильщиков отказаться от своей пагубной привычки имеет такое же отношение, как муха к повышению производительности труда водолаза. В той же Америке, по статистике, число курильщиков то сокращалось, то увеличивалось, хотя «страшную» надпись с пачек сигарет никто не стирал. И что же получается? Даже если допустить, что американцы, как утверждает сатирик Михаил Задорнов, тупы до абсолюта, вряд ли смысл надписи на сигаретной пачке дошел до них спустя лишь 41 год?! Наверное, дело все же не в интеллектуальных способностях, а в форме самой пропаганды? Если видеть не хочу не смотрю
Патопсихолог Зоя Прокофьева убеждена: надпись на сигаретной пачке для «галочки». Фото Владимира ПОЛЯКОВА
Ну что нам до Америки? Россия с каждым днем дымит все больше. Официально считается, что за последние десять лет курящих россиян стало почти на 15 процентов больше, причем курит у нас каждый второй мужчина и каждая пятая женщина итого около 45 миллионов человек. Директор НИИ канцерогенеза РАМН Давид Заридзе уверяет, что дымят сейчас в России около 70 миллионов граждан. Представляете: покупают сигареты, вдумчиво вчитываются в заявление Минздрава и тут же прикуривают! Более двадцати лет нам вбивают в голову, что это плохо, а толку никакого. Может, Задорнов не совсем прав? Может, тупых надо поискать в другом месте? В другой части света, стране, в другом министерстве «Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит вашему здоровью»
Эти семь слов занимают не более четырех процентов всей внешней площади сигаретной пачки. И если Зачем эти четыре процента на пачке, если на них можно обратить внимание, только уже купив сигареты? Встретить человека, который бросил курить после прочтения минздравовского предупреждения, можно, если очень сильно повезет. Но вряд ли встретишь человека, купившего за двадцать рублей курево только для того, чтобы прочитать семь слов и тут же выкинуть ее в урну. В урну деньги у нас кидать не принято. И ведь Все вышесказанное можно было бы назвать только эмоциями, если бы не было подтверждения ему человека, более чем хорошо знакомого с нашей психологией и к тому же, по агентурным данным «Вечерки», до не такого уж давнего времени серьезно курившего. Патопсихолог Зоя Прокофьева работает в главном бюро Государственной службы
«Это не борьба и это не результат», повторяет за Жванецким патопсихолог Зоя Леонидовна Прокофьева. Фото Владимира ПОЛЯКОВАф
Давайте оттолкнемся от того, что эта надпись, по сути, разновидность рекламы, начинает Зоя Леонидовна. Реклама здорового образа жизни, Ничейный не страхЗамечательно, если не сказать Он должен быть изначально ипохондриком, человеком, который очень бережет свое здоровье и очень боится его потерять, решилась она, наконец, на «эскиз». Боится переходить дорогу на красный свет, даже если на расстоянии километра машин нет. Во всем сомневающийся, обдумывающий каждый свой шаг. Возраст?.. Не подросток это точно. Подростковый период считается самым сложным, потому что человек из детства переходит во взрослое состояние, формируется его так называемая самость. Организм очень хрупкий, ломкий и очень восприимчивый к негативу. Взрослый? Нет, вряд ли. Взрослый человек уже уверен в себе и все решает сам, без подсказок. И после этого заявления патопсихолога впору хвататься за голову: младенцам надпись на сигаретных пачках ни к чему, поскольку те в руки к ним, слава богу, не попадают; подросткам на нее наплевать, а взрослые «сами выбирают для себя», как писал поэт Юрий Левитанский. Для кого же предназначены четыре процента площади картонной тары для сигарет? Не для кого, а для чего, поправляет Зоя Прокофьева и резюмирует: Для «галочки». Это чистой воды профанация. Вроде бы как любимое государство заботится о нас, якобы любимых гражданах. А все проще: в Министерстве здравоохранения возникла необходимость поставить Понятно, что предупреждающий слоган не с министерского потолка упал, не за кроссвордом придуман и не между двумя затяжками в курилке родился. И работали над ним не день и не два, и не один и не два специалиста. Но, похоже, специалиста по штатному расписанию, а не в смысле квалификации. Хотя авторам его, наверное, утешительно будет узнать, что за границей тоже своим изобретением не очень довольны. В результате проведенного социсследования Еврокомиссия (ЕК) засомневалась в эффективности надписей на пачках сигарет, и с 2001 года ЕК обдумывает, не печатать ли на пачках фотографии поврежденных органов? Проведя серию опросов, ее социологи пришли к безапелляционному выводу: надписи всего лишь компромисс между властями и табачной индустрией, причем размер шрифта надписей не имеет никакого значения. Теперь чиновники ЕК рассматривают возможность печатать изображения поврежденных курением органов например, фотографии гнилых зубов или рентгеновские снимки почерневших легких. Чтобы «фоторяд» был убедительным, утверждают специалисты, он должен занимать не менее 40 процентов оборотной стороны пачки сигарет. Время покажет, насколько это будет убедительно для курящих европейцев и с некоторым опозданием, как водится, для россиян. А сейчас хочется вернуться А может, они не так тупы?Эти семь слов со «страшным» смыслом «информация некоммерческого характера, имеющая цель бороться с вредными или, наоборот, пропагандировать полезные для нас способы поведения», т.е. социальная реклама. Стало быть, создается она, развивается и совершенствуется (хочется надеяться) согласно Зоя Леонидовна высказала такую точку зрения. Почему у нас так много рекламы бездарной, то это потому, что рекламы сейчас много, Может быть, все дело, действительно, в недалекости заказчика и исполнителя. А может быть, в их безразличии к тому, что они декларируют. А может быть, стоит вспомнить про компромисс между властями и табачной индустрией? И прикинуть, что значат для государственной казны выросшие объемы производства табачной продукции в прошлом году до 400 миллиардов штук, а заодно и ее внешнеторговый оборот, который превысил миллиард долларов? А тут еще исследования Первого независимого рейтингового агентства показали, что экспорт российской табачной продукции за пять последних лет увеличился в 24 раза. Понятно, что российская табачная промышленность была и остается одной из наиболее привлекательных отраслей для инвестиций в основной капитал, которые в прошлом году составили 366 миллионов долларов. И тогда напрашивается еще одно «может быть»: может быть, государству вовсе не хочется оставаться без имеющейся на сегодня многомиллионной армии курильщиков? Копеечка с каждого осядет в его казне, в банках, в личных «чулках» табачных магнатов и примкнувших к ним ну кому от того плохо? И пусть четырехпроцентная надпись остается незамеченной. В меру своих возможностей поправим это дело, и теперь крупно: «МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ!» И обязательно «ОГРАДИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ТАБАЧНОГО ДЫМА!» Сергей ДАНИЛИН www.vn.ru |