14.07.2006

Рынок сдан. На переговорах с США по ВТО Россия пожертвовала страховщиками



Вчера министр финансов Алексей Кудрин объявил о том, что РФ на вчерашних переговорах с США по вступлению во Всемирную торговую ассоциацию согласилась открыть рынок страхования для филиалов иностранных компаний. В свою очередь, США отказались от требования доступа филиалов иностранных банков в РФ. Уже сегодня может быть решен последний вопрос переговоров – предельный размер агросубсидий РФ, и дорога в ВТО для России будет открыта. Страховщикам компромисс принесет быстрое снижение стоимости их компаний – она напрямую зависит от степени закрытости страхового рынка.

Торговый представитель США Сьюзен Шваб и глава Минэкономразвития Герман Греф начали финальную часть переговоров по вступлению РФ в ВТО поздно вечером во вторник. Вчера же его коллега российский министр финансов Алексей Кудрин сообщил об их первом крупном результате: Россия дала согласие на допуск филиалов иностранных страховых компаний на национальный рынок и добилась отказа США от аналогичного требования по банковским филиалам. По словам главы Минфина, переговорщикам осталось "несколько вопросов" в области защиты интеллектуальной собственности и предельных размеров субсидирования сельского хозяйства (по данным Ъ, именно этот вопрос вчера обсуждали Герман Греф и Сьюзен Шваб и продолжат обсуждать сегодня утром). Алексей Кудрин выразил надежду, что согласие США на вступление РФ в ВТО будет получено 14-15 июля – до саммита G8. Итак, страховой рынок Россией сдан. Несмотря на то что именно о такой конструкции компромисса в правительственных кругах неофициально говорили еще два месяца назад, заявление министра финансов прозвучало для страховых компаний как гром среди ясного неба. "Все очень отвратительно,– признался вчера глава 'Ингосстраха' Александр Григорьев.– Все зависит от того, на каких условиях будет подписано соглашение".

По данным Ъ, стороны пока согласовали принцип открытия рынков, но не технические подробности – по словам представителей Минфина, их предполагается зафиксировать уже после саммита G8 в Санкт-Петербурге. Так, пока не утвержден срок переходного периода, в течение которого допуск филиалов иностранных страховщиков в Россию останется ограниченным. РФ, по данным Ъ, настаивает на семи-восьми годах "отсрочки", США – на пяти годах. Именно на таких условиях согласилась открыть на переговорах относительно ВТО свой страховой и банковский рынок Украина.

Пока не определен и будущий статус иностранных филиалов страховых компаний в России. "Если разрешить работу иностранных филиалов страховщиков, исходя из нынешних принципов законодательства, последствия будут плачевны,– уверяет президент НСГ Юрий Решетняк.– Филиал не является юридическим лицом, платит налоги по месту регистрации материнской компании, да и клиенту решать споры придется за рубежом". Но каким бы ни был статус страховых филиалов, российские страховые компании, если по завершении "переходного периода" российские сверхжесткие правила страхового надзора не будут скорректированы, окажутся в менее выгодных условиях, чем иностранцы. Минфин формировал принципы надзора за страховым рынком в последние годы почти исключительно в фискальных целях, борясь с "серыми" схемами на рынке страхования, и в этих целях притормаживал развитие настоящего страхования, под которым маскируются "лжестраховщики". И даже в условиях жесткого надзора классическое страхование из-за отсутствия развитой страховой культуры в России оценивается в 25-35% рынка. Заниматься им менее выгодно, чем "серыми" схемами, рентабельность которых выше в целом низкоприбыльного классического страхования.

Филиалы же будут подчиняться менее жестким правилам надзора других стран. В переходный период Минфину и Федеральной службе страхового надзора (ФССН) придется или быстро либерализовать страховой рынок (что вызовет всплеск "серых" схем), или отказаться от развития национального сектора рынка вообще. Результат выбора предсказуем. В Венгрии, в конце 90-х открывшей рынок странам ВТО, сейчас практически нет национальных страховщиков. Германии, желавшей сохранить страховой капитал, пришлось пойти на либерализацию рынка и временный расцвет "серых" схем в 90-х. Потери российские страховщики начнут нести сразу после подписания договора с США по ВТО. "Большинство компаний предполагают продать бизнес иностранцам,– заявил Ъ один из страховщиков на условиях анонимности.– Выгодно же продать себя можно лишь в условиях закрытого рынка". Если же принципы национального надзора в России не изменятся, для ряда российских компаний будет выгодно выводить бизнес за пределы РФ и работать по "филиальной" схеме из-за рубежа: в США такие ситуации в 90-х после открытия рынка были обычны. А стоимость российских компаний будет падать с ростом открытости рынка.

Часть страховщиков винит в "сдаче рынка" профильную ассоциацию – Всероссийский союз страховщиков (ВСС). "Банковское лобби, Ассоциация банков России, в отличие от ВСС отстояло свой рынок",– сокрушается глава Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк. По словам президента ВСС Александра Коваля, веры обещаниям правительства "не сдавать рынок" у союза не было, поэтому еще с начала 2006 года он начал подготовку к изменению законодательства – с тем, чтобы филиалы работали на тех же условиях, что и российские компании. "Я не верю, что от прихода иностранцев выиграет клиент,– заявил он Ъ.– У нас уже работают западные 'дочки', и я что-то не видел очередей из страхователей к ним". Впрочем, представитель Минфина вчера сообщил Ъ, что министерство и ФССН "не намерены торопиться" с либерализацией рынка, действуя "по обстоятельствам". И все же, несмотря на то что пока крупные западные страховщики только "прицениваются" к закрытому российскому рынку, спрос на страховые услуги западных филиалов ожидается весьма высоким – это показали примеры с рынками Восточной Европы, где вытеснение национальных страховщиков филиалами заняло четыре-пять лет. Скорее всего, российским страховщикам придется после "переходного периода" зарабатывать в основном на обязательных видах страхования: ОСАГО, промстрахование, ипотечное страхование, а также в "кэптивном" секторе – внутри промышленно-финансовых холдингов. В свободном же секторе рынка им придется конкурировать с фирмами, история и капиталы которых ковались на Западе десятилетиями.

ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН

КоммерсантЪ