04.07.2006

Airbus лишился главного. Глава Airbus отправлен в отставку из-за махинаций на производстве крупнейшего в мире аэробуса


Один из двух исполнительных директоров европейского аэрокосмического гиганта EADS Ноэль Форжар и глава компании Airbus Густав Хумберт ушли в отставку. Основная причина – хронический срыв всех сроков сдачи самого крупного в мире аэробуса – А-380, возникший из-за того, что топ-менеджмент компании решил сэкономить на металле и поставил в самолет оптоволоконные провода.

Форжара на его посту сменит Луи Галлуа, возглавляющий сейчас Национальную железнодорожную компанию Франции, место Хумберта займет Кристиан Стрефф, в прошлом исполнительный директор концерна Saint-Gobain. В опубликованном в понедельник заявлении EADS отмечается, что отставка двух высших руководителей компании обусловлена необходимостью реорганизации его руководящего звена, передает агентство Аssociated Рress.

Бодрячок Фрожар

«Отсрочка поставок не только вызвала недовольство многих клиентов Airbus, но еще больше снизила стоимость акций EADS» Проблемы у французского концерна возникли вокруг проекта создания самого большого в мире пассажирского самолета А-380. Этот разрекламированный двухэтажный лайнер спроектирован таким образом, что может взять на борт 550 пассажиров и пролететь без посадки 15 тыс. км. Эксплуатация самолета должна была начаться в 2006 году, Airbus уже подписал контракты с 13 авиакомпаниями на поставку 140 машин.

В реализации проекта участвовали Франция, Великобритания, Германия и Испания. Но, несмотря на коммерческий успех предприятия, А-380 никуда пока не летит. Поставки самолетов задерживаются на 6–7 месяцев.

По новому графику первая авиакомпания – Singapore Airlines – получит А-380 лишь в начале следующего года, а приступит к регулярным рейсам ближе к лету. Вторая – Emirates – сможет начать эксплуатацию А-380 только в начале 2008 года. Еще через несколько месяцев самолет поступит в австралийскую Qantas.

Singapore Airlines уже потребовала от Airbus компенсацию за задержку, которая стала уже второй для А-380. 23 июня руководство Airbus заявило, что поднимет цены на Airbus на 4,7%, до 295,6–316 млн. долларов, в зависимости от комплектации. В результате уставшие от ожиданий и непредсказуемости поведения EADS авиакомпании потихоньку начинают отказываться от проекта, что грозит крахом и акционерам, и самой корпорации.

Дело в том, что именно от сроков поставки во многом зависит, кто выиграет борьбу за рынок самых больших в мире пассажирских самолетов – A-380 или Boeing-747. Отсрочка поставок не только вызвала недовольство многих клиентов Airbus, но еще больше снизила стоимость акций EADS, которые и так упали за несколько дней на 25%, когда в начале июня стало известно, что поставки нового самолета Airbus А-380 снова задерживаются.

Причины задержек скрывались под формулировкой «ряд факторов, тормозящих производственный процесс». На деле эти «факторы» оказались проблемами с ненадежной работой оптоволоконных кабелей, которыми ради экономии веса конструкторы решили заменить обычные металлические провода там, где это возможно.

На фоне этих новостей покупатели самолетов в Малайзии и ОАЭ пригрозили подать на компанию в суд, а Singapore Airlines объявила о покупке 20 лайнеров у конкурента Airbus – Boeing на сумму 4,52 млрд. долларов. В связи с этим EADS 15 июня объявил о начале внутреннего расследования по поводу ошибок менеджмента, которые привели к задержкам поставок.

Airbus пока впереди


В ходе расследования выяснилось, что глава EADS продал свои акции компании еще до того, как было объявлено об отсрочке выпуска самолета. При этом Ноэль Форжар отрицает противозаконность своих действий, говорит, что ничего не знал о срыве сроков и что продал свои акции за месяц до того, как стало понятно, что самолет вовремя не будет запущен в производство.

Несмотря на то что 27 июня в парижском офисе EADS был проведен обыск, два дня спустя Форжар еще выглядел этаким бодрячком. Будучи вызван в Национальное собрание, чтобы дать депутатам парламента Франции объяснения по поводу кризиса в европейском аэрокосмическом холдинге, Форжар уверял, что его отставка исключена. При этом он знал, что судьба его как руководителя концерна была к этому моменту решена.

Основные акционеры аэрокосмического европейского гиганта EADS – французская Legardere и немецкая DaimlerChrysler – разработали план по выводу компании из кризиса, при этом отставка Форжара была ключевым условием, поделился секретом Полишинеля со своими читателями еженедельник Wall Street Journal.

Так или иначе, закат карьеры Ноэля Форжара еще не означает заката Airbus. Он остается одним из крупнейших авиастроителей в мире. На сегодняшний день основные заказчики европейского авиахолдинга – Китай и Индия, где наблюдается бурный рост объемов коммерческих авиаперевозок.

В 2005 году Airbus получил 1 055 заказов на поставку самолетов, обогнав при этом своего главного конкурента американскую компанию Boeing, которая смогла обеспечить себе 1 002 заказа. В минувшем году объем продаж Airbus составил 27,1 млрд. долларов. Всего за 2005 год Airbus поставил заказчикам 378 самолетов.

За этот же период Boeing поставил своим клиентам 290 самолетов, что на 30% меньше показателей европейского авиахолдинга. В очереди на исполнение на конец года у Airbus стояло 2 177 заказов, а у Boeing – 1 809. Как отмечают эксперты, при нынешней скорости выполнения заказов – около 400 самолетов в год – авиастроительным компаниям хватит работы на пять лет вперед.



Геннадий Нечаев

Взгляд