04.07.2006

ГИБДД отбирает права на рекламу. Пока только в Ярославле



Как стало известно Ъ, управление госавтоинспекции Ярославской области начало добиваться через суд права на демонтаж незаконно установленных в Ярославле рекламных конструкций. Это создает опасный прецедент для российского рынка наружной рекламы: в качестве норматива ярославская ГИБДД использует ГОСТ Р 52044-2003, которому не соответствуют 50-80% рекламоносителей по всей России.

"С 1 июля, когда вступила в силу новая редакция закона 'О рекламе', у ГИБДД появилось право подачи заявления в суд на демонтаж незаконно установленных рекламных щитов,-- объяснил в эфире Городского телеканала Ярославля заместитель начальника управления областной госавтоинспекции Андрей Сироткин. Чтобы определить, что щит установлен с нарушениями, ГИБДД и городские власти используют ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на территориях городских и сельских поселений", который вступил в силу в сентябре прошлого года и ввел серьезные ограничения на установку рекламоносителей вдоль автотрасс. В частности, ГОСТ предписывает в населенных пунктах ставить щиты не ближе чем в 5 м от бордюрного камня, а также запрещает устанавливать их на удалении менее 100 м от дорожных знаков и светофоров. После вступления в силу ГОСТа ГИБДД часто отказывалась продлевать старые или выдавать новые разрешения на установку щитов, автоматически переводя конструкции в разряд установленных с нарушениями.

До сих пор местные власти и ГИБДД не могли самостоятельно демонтировать щит, не соответствующий ГОСТу. Они должны были подтвердить факт нарушения рекламного законодательства в ФАС -- до 1 июля антимонопольное ведомство следило за ненадлежащей рекламой, которой считались и установленные с нарушениями конструкции. Новый закон лишил ФАС права штрафовать владельцев конструкций за ненадлежащую их установку. "Теперь на нас возложена функция контроля за рекламной информацией, а право контроля за установкой конструкций передано органам местного самоуправления и ГИБДД, которые наделены правом через суд демонтировать щиты",-- объясняет начальник управления по рекламе ФАС Сергей Котов.

Участники рекламного рынка, правда, отмечают, что, согласно закону "О рекламе", рекламная конструкция должна соответствовать требованиям технического регламента, а ГОСТы по закону 'О техническом регулировании' носят рекомендательный характер". Однако на практике владельцам щитов, скорее всего, придется еще довольно долго учитывать в своей работе именно не устраивающий их ГОСТ. Дело в том, что техрегламенты, на которые дает отсылку закон "О рекламе", пока не разработаны. "Этот документ до сих пор не написан и вряд ли появится раньше, чем через полтора-два года",-- прогнозирует председатель комитета "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" Ростехрегулирования (занимается разработкой новых техрегламентов) Сергей Папаев. А начальник отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергей Соболев в интервью Ъ уточнил, что "до утверждения техрегламента основным нормативом для наружной рекламы остается ГОСТ Р 52044-2003".

В этой ситуации под угрозой демонтажа оказывается значительная часть рекламоносителей не только в Ярославле -- по разным оценкам, нормам ГОСТа не соответствует 50-80% установленных в России рекламных конструкций. "Остается надеяться, что власти других городов не будут применять устаревший ГОСТ в полном объеме,-- говорит гендиректор агентства 'ЭСПАР-Аналитик' Андрей Березкин.-- Особенно с учетом того, что он частично противоречит закону 'О рекламе', разрешая, например, размещать рекламу на дорожных знаках. Местным властям можно посоветовать взять в качестве примера регионы, где ГОСТ не применяется, в частности Москву и Петербург -- здесь понимают, что это не рабочий документ, так как ему не соответствуют 70-80% всех щитов".

ТИМУР БОРДЮГ; НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВА, Ярославль

КоммерсантЪ