16.06.2006

Турция отдыхает. Hа туристическом рынке произошло резкое падение спроса на отдых в Турции



Впервые за последние шесть лет на туристическом рынке произошло резкое падение спроса на отдых в Турции: в апреле-мае эксперты зафиксировали спад турпотока в эту страну на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Крупные игроки турецкого направления надеются наверстать упадок в горячие летние месяцы, а туроператоры средней руки опасаются убыточного сезона.
О беспрецедентном для последних пяти лет падении спроса на отдых в самой популярной у российских туристов стране сообщила вчера советник по туризму посольства Турецкой Республики Филиз Косе. По ее словам, поток туристов из России в апреле-мае нынешнего года оказался на 20% меньше, чем в тот же период 2005 года. Сами турки объясняют снижение потока метеоусловиями: во второй половине апреля и на майские праздники в стране стояла прохладная дождливая погода.
Российские туроператоры связывают падение спроса на Турцию не только с метеоусловиями. "У каждого направления есть свой цикл популярности. Турция долгое время держалась на пике, но сейчас выходит из моды: у нас есть ощущение, что клиенты захотели чего-то нового",- констатирует заместитель гендиректора "Натали турс" Татьяна Чувилкина. "В этом сезоне прогнозы по Турции весьма сдержанные: по нашим исследованиям, операторы закладывают на 7,7% меньший объем туристов, чем в прошлом году",- заметил вице-президент информационной службы "Банко" Дмитрий Даниленко. По его словам, турецкое направление показывало рост на протяжении последних девяти лет, однако фактором снижения популярности Турции послужили рост цен на турецкие отели - в среднем на 15% - и негативное информационное поле в связи со вспышкой птичьего гриппа и "карикатурным скандалом".
Местные хотельеры, завороженные стабильной динамикой спроса, в последние годы расслабились, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. "В результате в прошлом году Турция из разряда наиболее доступных стран перешла в недешевые. А в отелях среднего и нижнего ценового сегмента начал падать уровень сервиса: люди стали жаловаться на плохое обслуживание, скверное питание",- говорит Тюрина. Падение интереса к Турции в нынешнем году она считает логичным.
"Зимняя вспышка птичьего гриппа фактически сорвала нам горнолыжный сезон по Турции и снизила популярность направления весной.
Наши продажи упали на 25% по сравнению с прошлым годом",- заметил гендиректор Русской туристической компании Александр Колегов.
Не пострадали от стагнации только наиболее крупные игроки турецкого направления - "Тез тур" и "Пегас туристик", утверждают директор по продажам "Пегаса" Анна Подгорная и пресс-секретарь "Тез тура" Роман Рыбаков.
Впрочем, прогнозы наиболее успешных игроков на турецком направлении на сезон-2006 довольно скромны по сравнению с показателями предыдущих годов: в "Пегасе" ожидают 10-процентного роста продаж, в "Тез туре" - 7%.
Операторы, имевшие сильные позиции по Турции, спешно осваивают альтернативные направления. Наибольший подъем спроса наблюдается в отношении Греции и Италии, несмотря на то, что это страны с визовым режимом и туры туда нужно бронировать раньше, чем в Турцию или Египет, замечает Ирина Тюрина. С ней согласен Дмитрий Даниленко из "Банко": "Перераспределение рынка происходит в сторону пляжной Европы. Очень большой популярностью пользуются Италия, Греция и Испания".
Косвенно о росте популярности европейских направлений можно судить по тому, что специализирующийся на Турции "Тез тур" в этом году вышел на рынок Испании.
И все же говорить о радикальной замене Турции европейскими направлениями или Египтом (положительная динамика по этой стране пока сохраняется) пока рано, оговариваются участники рынка.
Судя по данным Российского союза туриндустрии, Турция занимает около 60% всего объема российского выездного туризма. В популярный Египет в прошлом году выехали в три раза меньше российских граждан (около 500 тыс. человек), а в Тунис - всего 90 тыс. "Альтернатива осложняется тем, что в европейские страны требуются виза и бронь заранее. Турция лидирует, потому что не требует визы и ее легко забронировать "в последний день"",- отмечает Татьяна Чувилкина.
Благодаря этим факторам туроператоры надеются поправить пошатнувшиеся позиции по Турции в горячий сезон - с июляпо сентябрь.
Шансы на это есть: как сообщила Филиз Косе, турецкие хотельеры этим летом готовятся снизить цены на 10-15%.
В немалой степени этому шагу способствовал весенний "карикатурный скандал", в ходе которого поток западноевропейских туристов в Турцию упал почти на 50%. Хотельеры, как сообщил "Бизнесу" один из участников рынка, освободили часть номерного фонда под российских туристов, а это значит, что предложение возрастет и цены снизятся.

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"