16.06.2006

Дают — бери. Покупать в кредит стало выгодно



Из $40 млрд кредитов, выданных российскими банками физическим лицам в прошлом году, почти 80% приходится на беззалоговые кредиты. И самые популярные — кредиты в магазинах. Их, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), оформляет 59% россиян, взявших кредит, а в офисах банков кредит берут лишь 38%. Однако эксперты полагают, что в скором времени кредиты в магазинах будут вытеснены пластиковыми картами с возобновляемым кредитным лимитом.

Сейчас уже подзабылось, что рынок потребительского кредитования — один из самых молодых в России: он появился в начале 2002 года. В 2004-м начали говорить о том, что грядет бум потребкредитования. Если бумом можно называть удвоение объемов потребительского кредитования, то он произошел. По данным Центробанка, к началу 2005 года объем потребительских кредитов составил 618,9 млрд руб., а уже через год он вырос до 1,2 трлн руб. (около $40 млрд). Если учесть, что доля ипотечных кредитов в этом объеме составляет, по оценкам банкиров, около $3 млрд, а доля автокредитов — чуть больше $5 млрд, то $30 млрд с лишним приходится на беззалоговые кредиты. «Это кредиты в магазинах, кредиты на неотложные нужды в банках, экспресс-кредиты наличными и кредитные карты»,— объясняет генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.

По количеству явно лидируют кредиты в точках продаж. К ним, по данным исследования общественного мнения, проведенного ВЦИОМом, прибегают 59% берущих кредиты. 43% покупателей приобретают в кредит аудио-, видео- и бытовую технику, 13% покупают мебель, 6% — компьютеры и комплектующие. По словам старшего вице-президента банка «Русский стандарт» Георгия Горшкова, на кредиты в магазинах в прошлом году приходилось $4,9 млрд, или 12,5% рынка, «по сравнению с 2004 годом рынок вырос более чем в два раза (с $2,2 млрд)». Но, по его прогнозам, рост замедлится и уже в этом году не превысит 20%, а с 2008—2009 годов будет составлять меньше 10% в год.

«Доля отдельных банков на этом рынке может снижаться,— говорит вице-президент Инвестсбербанка Георгий Чесаков,— но из-за возрастающей конкуренции количество выданных в магазинах кредитов только увеличивается». Люди берут кредиты в магазинах, несмотря на то что по отдельным программам эффективная ставка, по оценкам банкиров, может доходить до 60% годовых в рублях. Дело в том, что магазины заинтересованы в увеличении объемов продаж, им не важно, насколько надежен заемщик. «Торговые сети предъявляют требования к банкам, чтобы процент отказов не превышал 10—15% от обратившихся»,— рассказывает директор департамента продаж розничных банковских продуктов банка «Абсолют» Эмиль Юсупов. Поэтому, по его прогнозам, ставки на этом рынке будут снижаться медленно.

Начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит» Алексей Розоренов считает, что банки зарабатывают на эмоциях клиентов. Ставки высоки не только из-за риска невозврата, но и потому, что «банки играют на эмоциях граждан: цена на моментальное исполнение прихоти выше, чем на обдуманное решение». Правда, начальник управления по работе с торговыми сетями Банка Москвы Олег Вялухин утверждает, что доля «дорогих» кредитов не превышает 15%: «В основном люди пользуются специальными предложениями, например беспроцентными программами, по которым переплата составляет 0%».

К разряду «прихотей» относится и относительно новый вид кредитования — экспресс-кредитование наличными. По мнению банкиров, это самый рисковый из потребительских кредитов, потому что «не обеспечен ничем, даже купленной вещью». Поэтому и тут суммы кредита небольшие, 30—100 тыс. руб., а эффективные ставки не ниже, чем по кредитам в магазинах. По словам заместителя департамента розничного кредитования Промсвязьбанка Маргариты Кондиди, спрос на эту услугу довольно большой: «Людям не всегда нужны товары, иногда нужны деньги на решение срочных вопросов — на лечение или крупные покупки на рынке, ремонт».

По мнению госпожи Кондиди, кредиты, выданные наличными, в объеме занимают больше, чем кредиты, выданные на покупки, «притом доминируют кредиты на неотложные нужды, а не экспресс-кредиты, ведь суммы по ним больше». По оценкам национального банка «Траст», доля кредитов на неотложные нужды составила в прошлом году 57,6%, или более $23 млрд. Но спрос на эти кредиты, по данным ВЦИОМа, меньше. Исследование показало, что 14% берущих кредит берет его на неотложные нужды. «Портрет тех, кто берет кредит на неотложные нужды, несколько иной, чем тех, кто берет деньги на покупку техники»,— говорит Георгий Чесаков из Инвестсбербанка. Это, как правило, люди с большим доходом и, соответственно, большими тратами, и они более тщательно планируют свой бюджет. Из-за того что решения по кредиту на неотложные нужды принимаются банком за два-пять дней и есть возможность проверить заемщика, стоит этот кредит дешевле — в среднем 16% в рублях и 13% в валюте. Да и суммы тут больше. Например, Сбербанк дает до $25 тыс., а Ситибанк — до 750 тыс. руб. Но это скорее исключения: у большинства банков такой кредит ограничивается $10—12 тыс. или рублевым эквивалентом этой суммы. «Эти кредиты сейчас замещают многие целевые: их используют для покупки автомобилей или если не хватает на квартиру или на ремонт»,— отмечает Маргарита Кондиди.

Банкиры сходятся в том, что более дешевые кредиты на неотложные нужды будут сохранять свою долю рынка. А вот кредиты на покупки в магазинах постепенно будут вытеснены кредитными картами с возобновляемым лимитом. «Процесс уже пошел,— полагает Эмиль Юсупов,— банки-лидеры предложили хорошим заемщикам кредитные карты. Замещение ими значительной доли кредитов в точках продаж произойдет через несколько лет». «Открытая кредитная линия — это удобно для клиента,— соглашается Алексей Розоренов,— не нужно будет получать одобрение по несколько раз: после возврата кредита он вновь доступен». По оценкам банкиров, средняя эффективная ставка по картам с беспроцентным периодом кредитования составляет 22—25% в рублях и 17—19% в валюте, а массовое замещение произойдет через три-пять лет. Однако Георгий Горшков из «Русского стандарта» указывает на то, что до 30% портфеля западных банков, занимающихся кредитованием физических лиц, составляют кредиты, выданные в точках продаж. У отечественных банков-лидеров этого рынка тот же показатель колеблется от 50 до 80%. «Полного вытеснения кредитов в магазинах не произойдет»,— утверждает Георгий Горшков. Он уверен, что рост потребления позволит сохранить объемы кредитования в точках продаж.
Ксения КОЗУЛЬКОВА, "Коммерсант"

www.banki.ru