12.04.2006

Рост не для бедных. Экономический подъем последних лет увеличил разрыв между богатыми и бедными



Ускоренный экономический рост и преодоление бедности – важнейшие стратегические задачи российской экономики. В упрощенном виде взаимосвязь между ними выглядит следующим образом. Рост производства товаров и услуг означает рост доходов экономических субъектов, участвующих в этом процессе. Одновременно это приводит к увеличению налогооблагаемой базы и расширяет возможности по перераспределению части доходов в пользу тех, кто в процессе воспроизводства не участвует. Таким образом, экономический рост создает основу для повышения благосостояния. Однако эмпирические исследования зарубежных авторов показывают, что в одних случаях экономический рост способствует преодолению бедности, а в других "консервирует" ее, усиливая социальное неравенство. Это зависит от участия разных социальных групп в растущих сегментах экономики, а также от степени неоднородности инфляции для населения с разными доходами.

Индивидуальная инфляция Индекс потребительских цен (ИПЦ), отражая общую тенденцию изменения цен, вместе с тем может существенно искажать действительные масштабы их роста. Набор товаров и услуг, по которому осуществляется наблюдение, значительно ограничен, а само наблюдение ведется лишь в ограниченном количестве городов. И главное, при расчете ИПЦ не учитывается дифференциация доходов населения и игнорируются различия в структуре расходов в разных доходных группах. Это приводит к тому, что ИПЦ в большей степени соответствует уровню инфляции для обеспеченных слоев населения, чем для малообеспеченных.

Различия в структуре расходов граждан с разными доходами весьма существенны. Наименее обеспеченное население до 60% своих расходов направляет на продовольствие, а состоятельные россияне – только 37%. Отличия есть и в том, на что тратятся средства: богатые существенную часть расходов направляют на питание вне дома. На непродовольственные товары наиболее обеспеченные тратят больше трети доходов (35%), а бедные – всего 18%. По расходам на платные услуги на первый взгляд наблюдается паритет – и у бедных, и у богатых они составляют примерно четвертую часть расходов. Но на обязательные жилищно-коммунальные платежи более состоятельные граждане распределяют всего четверть расходов на услуги, тогда как у малообеспеченных на них уходит две трети расходов на услуги. Для оценки индивидуальных индексов потребительской инфляции мы заменили весовые коэффициенты для товаров и услуг, используемые в официальной методике расчета, на индивидуальные коэффициенты, соответствующие структуре расходов каждой доходной группы населения. Расчеты показывают, что в 2005 году индекс потребительских цен по товарам и услугам, приобретаемым наименее обеспеченными категориями, существенно превысил официальный уровень инфляции, достигнув 13,5% (при официальном показателе 10,9%). Это было обусловлено прежде всего интенсивным ростом стоимости платных услуг для менее обеспеченных граждан. Рост цен на платные услуги, потребляемые наименее обеспеченными, составил 27,1%, что на треть больше официального показателя. В то время как для наиболее обеспеченных услуги дорожали медленнее официальных темпов.

По оценкам ИКСИ, в последние пять лет инфляционная нагрузка на малообеспеченные категории населения превышала нагрузку на обеспеченные слои на 1-2 процентных пункта ежегодно. Таким образом, инфляция усиливает социальное неравенство. С 2001 по 2005 год, по официальным данным, потребительская инфляция составила 89,4%, а для низкодоходных групп населения рост цен был выше на 15-17 процентных пунктов. Стоимость платных услуг за это время, по официальным оценкам, выросла в 3,2 раза, но для малообеспеченных удорожание оценивается в 3,6-3,9 раза. Охват экономическим ростом Для оценки реального распределения доходов мы скорректировали объемы располагаемых доходов на рассчитанные индексы цен. Сопоставление реальных располагаемых доходов с прожиточным минимумом позволяет увидеть, что, например, в 2004 году для 40% населения реальные располагаемые доходы не соответствовали прожиточному минимуму. Инфляционная нагрузка на эти категории населения превышала 13%. По сути, их потери от инфляции сопоставимы с отчислениями, сделанными ими при уплате подоходного налога.

Согласно официальной статистике, за последние пять лет в России реальные доходы населения ежегодно увеличиваются на 9-12%. Например, для 2004 года этот показатель составил 9,9%. Наши расчеты показывают, что прирост реальных доходов (с учетом полученных трансфертов и льгот) для отдельных групп сильно отклоняется от средней цифры. Реальные располагаемые доходы в 2004 году для наименее обеспеченных выросли только на 5,8%, в то время как для наиболее обеспеченных – на 17,7%. В целом прирост располагаемых доходов для 80% населения был ниже среднего показателя по экономике.

Таким образом, экономический рост способствовал ускоренному росту доходов только наиболее обеспеченных групп населения и не был ориентирован на преодоление бедности. Охват экономическим ростом населения страны остается чрезвычайно низким. Следует отметить, что в числе тех, чьи доходы выросли меньше всего, оказались и представители так называемого среднего класса. Относительный прирост их доходов оказался даже меньше, чем у малообеспеченного населения. Как поправить рост Вывод о том, что экономический рост не способствует преодолению бедности, согласуется с исследованиями его влияния в разрезе отраслевой структуры экономики. Наибольший прирост доходов в последние годы характерен для экспортно ориентированных отраслей, в которых работает менее 10% занятых в экономике. Ориентация экономического роста на преодоление бедности возможна в случае диверсифицированного роста, основанного не только на росте в экспортно-сырьевом секторе, но и на развитии перерабатывающих отраслей.

Наиболее простым решением для государства в такой ситуации является корректировка системы социальных трансфертов и льгот. Сейчас наименьший их объем получает наименее обеспеченное население, а наибольший – наиболее обеспеченное. Объемы трансфертов и льгот для населения с разными доходами различаются менее чем в четыре раза, что существенно ниже разницы между размерами доходов. Подобное несоответствие препятствует преодолению бедности и лишь закрепляет тенденцию к ее консервации.

Наиболее же сложным решением, но при этом создающим долгосрочную основу для преодоления бедности и социального неравенства, является политика, направленная на стимулирование создания новых рабочих мест с уровнем оплаты труда не ниже среднего по экономике. Такая политика связана с использованием потенциала частного бизнеса, включая возможности по расширению производства и обеспечению условий "социального лифта" через систему образования.

ВЕРА Ъ-КОНОНОВА, НАТАЛЬЯ Ъ-ШВАРЕВА, Институт комплексных стратегических исследований

КоммерсантЪ