Электронные продажи выросли почти на 40%
АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА
Объем электронной торговли в России в 2005 году вырос на 38,4% по сравнению с показателем 2004 года и составил $4,474 млрд, считают в Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Участников рынка некоторые такие исследования привели в недоумение. По их мнению, частично они завышены, частично - занижены. Впрочем, несмотря на отдельные огрехи, возможно, имеющие место, исследования НАУЭТ остаются единственной оценкой крайней закрытого рынка в целом.
Обнародованное вчера исследование НАУЭТ показывает внушительные темпы роста электронной торговли в России. По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, наилучшую динамику развития показал сегмент b2b торговли(businesstobusiness), увеличившись почти в три раза с 2004 года.
Объем продаж товаров в этом секторе достиг $1,3 млрд. Из них на ТЭК пришлось $806 млн, на продукты питания - $110 млн, на сельское хозяйство- $125 млн, на компьютеры - $35 млн, на металлы- $24,9 млн, на многоотраслевые площадки - $49,2 млн, на другие секторы - $149 млн.
"Столь внушительный рост объемов электронной торговли объясняется прежде всего тем, что эта отрасль в нашей стране находится на этапе становления,- пояснил Никольский.- Если сравнить эти данные с оборотами электронной торговли в западных странах, то разрыв будет колоссальным".
Однако игроков рынка эти исследования откровенно удивили. "Показатели должны быть или в разы выше, или существенно ниже",- возмутился вице-президент Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса Антон Карпов.
По его словам, через электронные биржи сейчас продается около 5-15% электричества, но продажа нефти и газа, напротив, находится в зачаточном состоянии. При этом сырье не продается на открытых площадках потому, что до сих пор не подписано постановление правительства о продаже 5 млрд кубометров газа по свободным ценам.
"Конечно, есть электронная система аукционов для РАО "ЕЭС России", но ее оборот превышает 300 млрд руб., так что оценка в $1,3 млрд выглядит по меньшей мере странной",- уточнил Карпов.
Подсчеты НАУЭТ объемов розничной торговли через интернет оставили у участников рынка тоже немало вопросов. На сегмент b2c (businessto-consumers), по данным ассоциации, в прошлом году пришлосьот $1,02 млрд до $2,6 млрд. По словам Никольского, первая цифра основывается на данных, предоставленных интернет-магазинами, а вторая - на опросах интернет-пользователей.
Придерживаясь первой цифры, ассоциация участников электронной торговли посчитала: рост объемов розничной торговли в интернете, по итогам 2005 года, составил 151%.
"По нашим данным, в прошлом году оборот b2c-сегмента составил от $600 до 700 млн",- отмечает PR-директор интернет-магазина "Озон" Михаил Ятковский. Он объяснил, что торговля в интернете - весьма закрытая отрасль, и магазины очень редко раскрывают свои данные. Так что НАУЭТ вынуждена считать объемы отрасли по американской методике- брать данные нескольких источников и перемножать их на определенные мультипликаторы. "Объемы электронной торговли книгами увеличиваются в среднем на 20-30% в год",- подчеркнул Ятковский. Остальные игроки розничного электронного рынка согласились с коллегой. "За последний год объем продаваемого через интернет товара в нашей сети вырос приблизительно на 30%",- поделилась PR-директор Dixis Татьяна Москалева. Ее коллега, пресссекретарь Divizion Очир Манджиков привел цифры по всему рынку интернет-продаж мобильных телефонов. Любопытно, что его информация в несколько раз превысила подсчитанные ассоциацией ($13,6 млн). "По нашим данным, объем этого рынка составил $45-50 млн",- сослался Манджиков на аналитиков Divizion.
Не встретила возражений только оценка объема электронных закупок для госсектора (business-to-government, b2g). В 2005году, по данным исследования, он вырос всего на 2% - до $2,174 млрд. При этом больше всего закупок было совершено в системах электронной торговли Санкт-Петербурга (70 тыс. закупок), Краснодарского края (38,751 тыс.), Татарии (728 тыс.).
Деловая газета "Бизнес"
|